Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Репутация или конфиденциальность иностранных компаний. Что предпочесть

30 марта 2011   2131  

  • Почему собственникам важна репутация зарубежной юрисдикции
  • Рейтинг репутации и конфиденциальности стран
  • Зачем группам регистрировать несколько иностранных компаний

Выбирая юрисдикцию, где зарегистрировать дружественную иностранную компанию, владельцы бизнеса сталкиваются с вопросом, какую предпочесть страну. Респектабельную, но которая раскроет контролерам данные о реальном собственнике? Или ту, которая не будет делиться информацией, но к которой налоговики относятся с сомнением?

Как правило, конфиденциальность и репутация находятся в обратной зависимости друг от друга: чем меньше доступно публичной информации о реальных владельцах, тем больше подозрений вызывает компания. На практике либо пытаются соблюсти разумный баланс, либо выстраивают разветвленные структуры, включающие в себя организации из юрисдикций обоих типов.

Тайна информации важнее для компаний, которые аккумулируют прибыль или хранят имущество

Сохранение анонимности хорошо обеспечивается в офшорных юрисдикциях. Так, по примерным подсчетам, на Британских Виргинских островах зарегистрировано более 700 000 офшорных компаний. Законодательный механизм работы в этих государствах хорошо отлажен. Регистрацией общества и дальнейшим сопровождением занимается специальная юридическая организация – зарегистрированный агент, имеющий лицензию на такую деятельность. Он же, а не учредитель, подписывает учредительный договор и устав компании. Это отличает офшоры от европейских государств, где учредитель может самостоятельно зарегистрировать организацию.

Вся информация о реальном собственнике и директоре компании хранится у такого агента и является конфиденциальной. Ее не требуют заносить в реестр компаний. Агент же может раскрыть ее лишь очень узкому кругу высших должностных лиц государства либо суду.

Запросы в рамках межгосударственных соглашений могут быть удовлетворены, только если они касаются расследования преступлений и только после одобрения такого запроса Губернатором БВО.

Подобные соглашения активно заключаются некоторыми офшорными юрисдикциями, чтобы снизить давление международных организаций: Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ). Те же Британские Виргинские острова уже заключили более десятка таких договоров. Однако ни одна офшорная страна не подписала такого документа с Россией.

Но даже если соглашения появятся в дальнейшем, процедура представления данных по ним довольно сложна. Как правило, запрос может поступить от государственного органа в случае налоговой проверки конкретного лица или возбуждения уголовного дела. Но только при наличии достоверной и законно полученной информации о том, что это нужное лицо является реальным собственником офшорной компании. Однако у российских налоговиков мало шансов получить эти сведения законным путем.

Явным достоинством офшорных зон является то, что процедура регистрации компании в них не занимает много времени. Плюс отсутствуют требования о сдаче отчетности, а вместо налогов уплачиваются только ежегодные фиксированные сборы, размер которых обычно не превышает 1000 долларов

Таким образом, конфиденциальные офшорные компании удобно использовать для концентрации прибыли, полученной от международной деятельности. Поэтому их часто ставят конечным звеном в группах. Кроме того, на такие юрлица часто регистрируют недвижимость, расположенную на территории России, – закрытость информации о собственнике компании-владельца поможет уберечь недвижимость от недобросовестных конкурентов.

Но здесь можно столкнуться с недобросовестностью номиналов, которые могут вывести активы на себя. На практике это встречается редко, но чтобы свести риск и вовсе к нулю, приходится тщательно выбирать секретарскую компанию (как правило, они предоставляют своих сотрудников в качестве номинальных директоров), а также внимательно относиться к разработке устава компании и т. д.

Основным критерием респектабельности являются «черные» и «серые» списки

У многих офшорных государств есть большой недостаток – они включены (или присутствовали там ранее) в так называемые черные списки многих европейских стран и международных организаций (см. табл. 1). Это существенно влияет на репутацию зарегистрированных там компаний. Им труднее найти покупателей и поставщиков, получить кредит, к ним предъявляют более строгие требования при открытии счетов в банках и т. д.

Какие страны числятся в «черных» и «серых» списках

Страна Публичны ли сведения о директорах и акционерах Наличие в международных списках и списках России Наличие соглашений об избежании двойного налогообложения с Россией
Великобритания Да Не числится Да
Дания Да Не числится Да
Германия Да Не числится Да
Швеция Да Не числится Да
Люксембург Да В списке ЦБ РФ Да
Нидерланды Да, кроме того, сведения о бенефициаре передаются в реестр, но являются закрытой информацией Не числится Да
Австрия Да Не числится Да
Ирландия Да Не числится Да
Чехия Да Не числится Да
Швейцария Да В списке ЦБ РФ некоторые кантоны: Женева, Нешеталь, Фрибург, Цуг Да
Гонконг Да В списке Минфина и ЦБ РФ Нет
Венгрия Нет Не числится Да
Лихтенштейн Нет В списке Минфина и ЦБ РФ Нет
Болгария Да Не числится Да
Кипр Да В списке Минфина России Да
Белиз Нет, в реестр передаются только сведения о зарегистрированном агенте и адресе компании Был в «сером» списке ОЭСР (вычеркнут), в списке Минфина и ЦБ РФ Нет
БВО Были в «сером» списке ОЭСР (вычеркнут), в списке Минфина и ЦБ РФ Нет
Доминика В списке Минфина и ЦБ РФ Нет
Молдова Да Не числится Да
Панама Нет, в реестр передаются только сведения о зарегистрированном агенте и адресе компании Есть в «сером» списке ОЭСР, в списке Минфина и ЦБ РФ Нет
Сейшельские острова В списке Минфина России Нет

Сейчас «черный» список ФАТФ по странам, не принимающим меры по борьбе с отмыванием денег, пуст. Однако в сообщении от 25.02.11 эта организация отнесла к юрисдикциям высокого риска Иран и КНДР. Еще 31 стране поручено улучшить свое законодательство.

«Черный» список ОЭСР по странам, не обменивающимся налоговой информацией с членами ОЭСР, также в настоящий момент не содержит ни одной юрисдикции.

Заметим, у ОЭСР есть еще «серый» список юрисдикций, которые не до конца соответствуют их требованиям. Туда входят страны, у которых заключено менее 12 соглашений об обмене налоговой информацией. Сейчас список состоит из восьми стран, в том числе Панамы, Коста-Рики, Гватемалы и Уругвая.

Кроме того, многими государствами ведутся внутренние реестры. Так, в российский «черный» список офшорных зон включено 42 государства (приказ, утв. Минфином России от 13.11.07 № 108н). В том числе Кипр, Белиз, Гибралтар, Британские Виргинские острова, Сейшельские острова. Формально основное ограничение, которое касается этих государств, заключается в том, что к дивидендам, полученным в России от их резидентов, не применяется нулевая налоговая ставка. Даже если выполняются все прочие условия.

Ранее свой «черный» список составлял и ЦБ РФ (указание Банка России от 12.02.99 № 500-У) с целью установить усиленный контроль со стороны банков за валютными операциями с резидентами некоторых государств. В него входили 45 юрисдикций, в том числе и все перечисленные. В настоящий момент документ утратил силу, но репутация многих юрисдикций была испорчена.

Поэтому если цель создания компании – реальное ведение внешнеэкономической деятельности, партнерские отношения с солидными иностранными компаниями и банками, лучшим выбором может стать регистрация компании в респектабельной зоне. Таковыми являются в первую очередь страны – члены Европейского союза: Дания, Великобритания, Голландия, Австрия и т.п.

Важным преимуществом этих государств помимо респектабельности является возможность зарегистрировать компанию в качестве плательщика НДС, что часто является обязательным требованием контрагентов при ведении торговой деятельности с европейскими компаниями.

Практически все респектабельные юрисдикции раскрывают информацию о владельцах бизнеса

Ценой хорошей репутации являются жесткие требования по раскрытию информации о бенефициарных (реальных) собственниках компаний и контроль над их деятельностью.

В частности, сведения об участниках и директорах компаний при регистрации передаются в государственные органы и являются открытыми. Иногда и информацию о реальных владельцах бизнеса заносят в реестры и передают в налоговые органы.

Более того, компании обязаны ежегодно подавать финансовую отчетность, которая в большинстве случаев является публичной. А при получении номера плательщика НДС организация обязана подавать отчетность по НДС.

Эти жесткие меры затрудняют или даже делают практически невозможным использование европейских компаний в сомнительных схемах. Как раз это и обеспечивает высокую репутацию юрисдикций.

Например, при регистрации общества в Нидерландах секретарские компании (так называемые траст-офисы) в соответствии с «антиотмывочным» законодательством требуют раскрыть всю структуру владения организацией вплоть до конечного выгодоприобретателя. Раскрытие означает предоставление заверенных копий корпоративных документов по юрлицам, которые выступают прямыми или косвенными владельцами нидерландской компании.

Траст-офисы обязаны хранить эти документы. В случае проведения налоговой проверки или возбуждения уголовного дела они обязаны предоставить их государственным органам.

Какие страны имеют самый высокий рейтинг исходя из показателей конфиденциальности и репутации

Чтобы понять, какие страны лучше всего совмещают в себе конфиденциальность и респектабельность, мы составили рейтинг, представленный в таблице 2. В нем участвовали специалисты по налоговому планированию (см. врезку в конце статьи). Им был выдан перечень юрисдикций, которые отобрала редакция «ПНП» исходя из их популярности. И было предложено поставить каждой стране свои, чисто субъективные оценки по 10-балльной шкале по двум параметрам:

  • насколько хорошо законодательство той или иной страны позволяет скрыть реальных собственников (параметр – конфиденциальность);
  • насколько респектабельны резиденты этих стран с точки зрения контролирующих органов, контрагентов и банков (параметр – репутация).

При этом предполагалось, что 1 – это самый низкий уровень, а 10 – самый высокий. Далее мы вывели среднее арифметическое между всеми оценками по каждому параметру в отдельности. Они представлены в третьей и четвертой колонках таблицы. Путем их суммирования получился общий балл. Далее страны были отсортированы по этому показателю, начиная с самого большого.

Рейтинг стран по сумме баллов исходя из двух критериев – конфиденциальности и репутации

Страна Оценка конфиден-
циальности (баллы)
Оценка репутации (баллы) Общий балл
1 Великобритания 6,25 8,6 14,85
2 Дания 6 8,6 14,6
3 Германия 4,5 10 14,5
4 Швеция 5,25 9,2 14,45
5 Люксембург 7 7,4 14,4
6 Нидерланды 5,5 8,6 14,1
7 Австрия 5 8,6 13,6
8 Ирландия 5,75 7,8 13,55
9 Чехия 5,5 8 13,5
10 Швейцария 5,25 7,8 13,05
11 Гонконг 6,5 6,4 12,9
12 Венгрия 5,25 7,4 12,65
13 Лихтенштейн 6,75 5,8 12,55
14 Болгария 5,5 7 12,5
15 Кипр 5,75 5,8 11,55
16 Белиз 8,5 3 11,5
17 БВО 8,5 2,8 11,3
18 Доминика 8,5 2,6 11,1
19 Молдова 5,5 5,5 11
20 Панама 8,5 2 10,5
21 Сейшельские острова 8,25 2,2 10,45

Первые три места по общему баллу заняли Великобритания (14,85 балла из 20 возможных), Дания (14,6 балла) и Германия (14,5 балла). Причем Германия – это единственная страна, которая получила 10 баллов за репутацию от всех экспертов.

Кроме Германии самые высокие оценки по репутации получили Швеция (9,2 балла из 10 возможных) и Великобритания (8,6 балла). Лучшие показатели по конфиденциальности получили Белиз, Британские Виргинские острова, Доминика и Панама. Все они набрали по 8,5 балла из 10 возможных.

В таблице 1 мы также привели информацию по этим странам, которая могла повлиять на оценки экспертов. В частности, раскрывается ли информация о директорах и акционерах, в каких списках упомянута стана, а также есть ли у нее соглашение об избежании двойного налогообложения с Россией.

Особая структура группы компаний позволяет сочетать преимущества анонимности и репутации

На практике часто стоит задача: одновременно обеспечить наибольшую анонимность информации о владельце бизнеса и успешно взаимодействовать с контрагентами и государственными органами. Для этого разрабатывают такую структуру бизнеса, которая позволит максимально возможно сочетать преимущества различных государств.

Суть структуры – создание группы компаний, часть которых была зарегистрирована в офшорных юрисдикциях, а часть – в респектабельных странах. Пример классического совмещения анонимности и респектабельности представлен на схеме.

Структура группы, которая позволяет сочетать конфиденциальность и репутацию

Российские собственники с целью получения доходов от деятельности в России и ЕС, а также защиты имущества учреждают виргинскую компанию. Та, в свою очередь, становится учредителем кипрской, которая контролирует нидерландскую. Последняя же, будучи зарегистрированной в безупречной с точки зрения репутации юрисдикции, имеет возможность управлять «дочками» в России и самостоятельно вести дела на европейском рынке.

В принципе, истинных собственников российских дочерних, а также всех вспомогательных европейских обществ выявить затруднительно. Но нужно учитывать, что даже здесь о них будут знать, как минимум, российский персонал, контрагенты, три нерезидентных регистратора (в Нидерландах, на Кипре и на БВО), нерезидентные номиналы, а также иностранные банки, где открыты счета компаний.

Следовательно, у налоговых и правоохранительных органов, рейдеров все-таки есть возможность получить такую информацию.

К тому же, если речь идет лишь о конфиденциальности в отношениях с государством, достичь ее можно даже в самых открытых юрисдикциях. Например, регистрируя компанию в Германии, при желании директором можно назначить резидента любой страны. Он может быть номинальным

Заметим, это не избавит номинала от риска привлечения к уголовной ответственности по делам компании. Дело в том, что немецкая система права (как и российская) не признает институт номинального сервиса.

Акционером немецкой компании также может стать компания из юрисдикции, законодательство которой признает понятие номинальных акционеров. Например, Кипр.

Таким образом, и директор, и акционер немецкой компании могут быть лишь вспомогательными лицами. И оспорить их нереальность очень трудно. Ведь документ, свидетельствующий об этом – трастовое соглашение, – будет храниться только у бенефициара. При этом оно нигде не регистрируется.

Благодарим за участие в подготовке рейтинга

Карину Воробьеву, старшего юриста компании «Консалтинговый клуб»;

Александра Гуськова, руководителя департамента бизнес-консалтинга West Union Group;

Артура Егорова, старшего налогового консультанта компании West Union Group;

Екатерину Любинскую, юриста компании TFH Russia;

 Сергея Панушко, юриста компании GSL Law & Consulting;

Эдуарда Савуляка, директора московского офиса международной консалтинговой компании Tax Consulting U. K.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы