Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как на практике компании экономят страховые взносы с помощью граждан СНГ

10 января 2010   2984  

  • Для безвизовых иностранцев не нужно квот и разрешений
  • Когда есть риск штрафов за нарушение миграционных правил
  • Чем может помочь аренда иностранного персонала

С 2010 года российским компаниям стало выгодно нанимать иностранных работников, имеющих статус временно пребывающих в России. Выплаты в их пользу не облагаются страховыми взносами (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). При этом с 2011 года экономия еще больше возрастет, поскольку общий тариф по взносам увеличится с 26 до 34 процентов.

Ранее же единый социальный налог не взимался только с выплат иностранцам, которые работают за пределами Российской Федерации (п. 1 ст. 236 НК РФ в ред. 2009 г.).

Но привлечение на работу граждан из-за рубежа влечет риски, связанные с проверками Федеральной миграционной службы. Ведь штрафы за нарушение миграционного законодательства очень значительные – до 800 тыс. рублей за каждое нарушение.

Поэтому для принятия решения о привлечении иностранного персонала необходимо не только учитывать дешевизну зарубежной рабочей силы и экономию на взносах, но и разработать пути решения потенциальных проблем.

Начисление страховых взносов зависит от статуса иностранного работника

Для целей найма на работу все зарубежные работники делятся на несколько категорий (Федеральный закон от 25.07.02 № 115-ФЗ). С выплаты в пользу иностранцев, постоянно или временно проживающих в России, страховые взносы работодатель платит в обычном порядке. Они для налоговой оптимизации не подходят.

Другое дело – иностранцы, временно пребывающие на территории России в безвизовом порядке. Они самостоятельно получают разрешение на работу, срок действия которого может быть продлен до одного года. Особняком стоят граждане Республики Беларусь, чьи права в трудовых отношениях приравнены к правам граждан России (решение Высшего совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.96 № 4). Эта категория не нуждается даже в разрешении на работу. С выплат в пользу всех безвизовых иностранцев страховые взносы не платятся.

Сложнее дело обстоит с зарубежными гражданами, временно пребывающими в России на основании визы. Разрешение на работу для них может получить только компания, пригласившая их. Оно дается не более чем на год, при этом смена работодателя сильно затруднена.

В частности, иностранец, уже работающий в России по визе «работа по найму», может перейти в другую компанию, если последняя заново оформит для него все разрешительные документы. Но на практике это бывает очень редко, так как процедура их оформления занимает порядка трех месяцев.

При этом страховые взносы в отношении временно пребывающих «визовых» иностранцев также не платятся.

Принимающая сторона должна подать заявки на квоты

Если компания сама приглашает иностранных работников в Россию (не важно, визовых или безвизовых), то она выступает принимающей стороной. Ей необходимо до 1 мая предоставить в региональный уполномоченный орган заявку о потребности в иностранном персонале на следующий год (п. 7 постановления Правительства РФ от 22.12.06 № 783). Каждый регион назначает такой орган самостоятельно, например, в Москве это Комитет межрегиональных связей и национальной политики.

На основе заявок межведомственная комиссия утверждает региональную квоту в разрезе профессий и государств, из которых могут быть приглашены работники. То есть, если организация подавала заявку, например, на 200 подсобных рабочих из Таджикистана, получить разрешение для таких сотрудников с молдавским гражданством она уже не сможет.

Некоторые профессии квотированию не подлежат. Например, разрешение на работу иностранцу в должности генерального директора и иного руководящего персонала выдается вне утвержденных лимитов (приказ Минздравсоцразвития России от 22.12.09 № 1010н).

Квоту можно получить и в течение года, если в регионе есть невыбранный резерв. Для этого принимающая сторона должна подать заявку на привлечение иностранцев в центр занятости и зарегистрировать ее в местном отделении Минздравсоцразвития. Только если центр занятости не предложил свою кандидатуру на свободную вакансию, межведомственная комиссия может разрешить привлечение иностранца.

Следующий этап – получение виз (если таковые необходимы) и въезд иностранцев в Россию. В течение трех дней принимающая сторона должна предоставить им жилье, поставить на миграционный учет и запросить для них персональные разрешения на работу (раздел III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства, утв. постановлением Правительства РФ от 15.01.07 № 9).

После этого можно заключать трудовой договор, о чем уведомляются три инстанции: ФМС России, служба занятости и налоговая инспекция. В те же самые службы необходимо сообщить и в случае прекращения трудового договора.

В отношении визовых иностранных работников процедура имеет особенность. Принимающей стороне при подаче заявки на квоту придется подтвердить, что она не смогла нанять на нужные должности граждан России или иностранцев, уже имеющих разрешение на работу.

Все проще, если потенциальный работник сам въехал в Россию

Наиболее простой и самый распространенный вариант найма временно пребывающих иностранцев – когда компания-работодатель нанимает на работу иностранцев, которые самостоятельно въехали на территорию России. Но это возможно лишь в отношении безвизовых иностранцев (см. врезку ниже), визовые жестко привязаны к своему работодателю и не могут свободно выходить на рынок труда.

Гражданам каких стран не нужны визы

В письме МИД России от 27.09.06 № 32253/19 приведен перечень государств с условиями получения их гражданами российских виз. В частности, безвизовый въезд в РФ по всем видам загранпаспортов действует для граждан Армении, Белоруссии, Киргизии, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Азербайджана, Казахстана. То есть граждан всех стран СНГ, кроме Грузии и Туркмении. С некоторыми оговорками и ограничениями без визы могут пребывать в нашей стране также граждане Боснии и Герцеговины, Кубы, Македонии, Монголии, Сербии, Черногории и Хорватии.

Такой гражданин может самостоятельно приехать в Россию и получить разрешение на работу на срок 90 дней. После этого любая организация имеет право заключить с ним трудовой договор (п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.02 № 115-ФЗ). В дальнейшем разрешение может быть продлено еще на девять месяцев.

Но работодатель так же, как и в предыдущем случае, обязан уведомить ФМС, службу занятости и налоговый орган о приеме на работу безвизового иностранца, а также о расторжении с ним трудового договора. Не касается это лишь отношений с белорусами.

Ответственность за нарушение миграционного законодательства многих отпугивает

Популярности этого способа налогового планирования могут помешать большие штрафы за нарушение миграционного законодательства. Они могут грозить всем работодателям независимо от того, являются они принимающей стороной или нет. Причем штраф налагается за нарушение миграционных правил по каждому работнику в отдельности.

Так, если у работника из-за рубежа отсутствует разрешение на работу или оно просрочено, а то и подделано – штраф от 250 до 800 тыс. рублей либо приостановление деятельности компании до трех месяцев (п. 1 ст. 18.15 КоАП). Причем это относится даже к работникам, официально никак не оформленным в организации. Фактические трудовые отношения проверяющие обычно фиксируют с помощью видеосъемки.

Если же компания не уведомила ФМС России, службу занятости или налоговый орган о приеме иностранцев на работу – штраф от 400 до 800 тыс. рублей (п. 3 ст. 18.15 КоАП). Например, если в компании оформлены с нарушениями миграционных норм, например, 10 работников, штраф может достигнуть 8 млн рублей.

В отношении компаний, являющихся принимающей стороной, КоАП предусматривает еще и штраф за нарушения порядка постановки на миграционный учет, предоставления жилья и оформления иных разрешительных документов – от 250 до 500 тыс. рублей (ст. 18.9 КоАП).

Поскольку при найме визового иностранца работодатель как принимающая сторона сам оформляет большинство документов и разрешений, то в этом случае риск можно контролировать. В ситуации с безвизовым гражданином такой возможности нет, поэтому при приеме на работу необходимо тщательно проверить все его документы. Прежде всего, это:

  • документ, удостоверяющий личность, – чаще всего им служит загранпаспорт;
  • миграционная карта – документ, который иностранец заполняет при пересечении границы России в любом направлении. Ее не будет только у граждан Белоруссии, с которой нет пограничного контроля, а с 2011 года и у граждан Казахстана, поскольку такой контроль отменяется;
  • отрывная часть уведомления о постановке на миграционный учет – она подтверждает, что иностранец исполнил свою обязанность по постановке на учет. Эту часть необходимо вернуть в орган ФМС России после прекращения трудовых отношений с работником. Теоретически такой документ нужно требовать и у белорусов при приеме их на работу, однако на практике миграционные органы на этом не настаивают;
  • разрешение на работу (за исключением белорусов). Профессия в этом документе должна совпадать с должностью, на которую принимается работник. Если именно такой должности нет в штатном расписании, компания не имеет права принимать гражданина – ему необходимо получить еще одно разрешение на работу. Или же работодатель может изменить штатное расписание, переименовав должность;
  • документы об образовании, если должность требует какой-либо квалификации. Это подтвердит факт, что разрешение на работу получено законно. Ведь в органы ФМС России обязательно предоставляется заверенная копия документа об образовании на русском языке (подп. «б» п. 22 постановления Правительства РФ от 15.11.06 № 681).

Как на практике создают систему безопасности

Столь существенные штрафы введены не сегодня, поэтому бизнес научился подстраховываться от них. Чаще всего используется смешанный вариант привлечения иностранцев, когда в группе компаний одна организация занимается наймом работников из-за рубежа и оформлением всех разрешений, а остальные – фактически обеспечивают иностранцев работой. В этом случае весь риск перекладывается на первую организацию. Такая структура группы компаний может выглядеть примерно следующим образом (см. схему).

Структура группы компаний, привлекающей иностранную рабочую силу

На практике группа компаний создает дружественную организацию-провайдера. Для получения налоговой экономии ее сразу переводят на «упрощенку». В этом случае у группы есть возможность перечислять туда часть прибыли, полученной дружественными участниками на общем режиме. Кроме того, эта организация наделяется минимальными активами. Делается это для того, чтобы даже в случае применения к ней серьезных штрафных санкций со стороны миграционных служб группа компаний не потеряла имущество.

Этот провайдер, получив все разрешительные документы на иностранных работников, передает их в аренду заинтересованным в этом организациям. В соответствии с этим договором дружественные компании лишь оплачивают услуги провайдера, но не труд иностранных работников. Соответственно, они никого не должны извещать об этом, не говоря уж об оформлении каких-либо разрешительных документов. Таким же образом обходят и жесткую привязку к конкретному работодателю визовых иностранцев.

Онако на практике сотрудники Федеральной миграционной службы часто не признают договор аренды иностранного персонала и перекладывают ответственность за нарушение миграционного законодательства на фактического работодателя. Чтобы избежать этого, с провайдером подобных услуг заключают договор подряда, а не аутстаффинга или аутсорсинга. Это поможет существенно снизить риск.

Госпошлины по привлечению иностранцев повышены

С начала 2010 года были вдвое повышены госпошлины за совершение различных действий по оформлению иностранцев. В частности, теперь взимаются:

– за выдачу разрешения на привлечение иностранных работников – 6 тыс. рублей за каждого человека (подп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ);

– за выдачу разрешения на работу – 2 тыс. рублей (подп. 23 п. 1 ст. 333.28 НК РФ).

Кроме того, была введена плата за каждый день пребывания иностранного работника в Российской Федерации – 2 рубля, но не более 200 рублей (подп. 20, 21 п. 1 ст. 333.28 НК РФ). Ее платит или принимающая сторона, или сам иностранец при постановке на миграционный учет по месту пребывания.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы