Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

С апреля 2010 года осложнится обналичка через платежные терминалы

10 января 2010   4050  

  • На каком этапе схемы происходит обналичка денег
  • Терминалы обяжут регистрировать в налоговой инспекции
  • В терминалах придется установить ККТ с фискальной памятью

Елена Лиманская, специалист департамента аудита ООО «Бейкер Тилли Русаудит» Ума Муртазалиева, юрист HONEST & BRIGHT COMPANY

Терминалы, где можно оплатить жилищно-коммунальные услуги или перечислить деньги мобильным операторам, на практике нередко используют для обналичивания денег. Введение с 1 января 2010 года в действие Федерального закона от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» призвано воспрепятствовать такой оптимизации.

Однако на деле лишь поправки, которые вступят в действие с 1 апреля 2010 года, немного затруднят реализацию этого способа, но не поставят на нем крест полностью.

Сеть терминалов используется как источник наличных денег

Схема основана на агентской модели приема моментальных платежей. На практике это выглядит так.

Организация или индивидуальный предприниматель (платежный субагент) покупает или арендует платежные терминалы, которые размещает в наиболее людных местах (см. схему 1).

Затем субагент заключает договор с оператором – платежным агентом, с помощью которого осуществляется обмен и обработка информации об операциях. Одновременно в банке открывается специальный лицевой счет, на который субагент перечисляет определенную сумму, в пределах которой и будут приниматься платежи от населения.

Когда физическое лицо оплачивает услугу, информация об этом фиксируется на сервере платежной системы и деньги с лицевого счета субагента списываются на счет поставщика услуги. Прибыль субагента складывается из комиссии, которая взимается с физлиц при каждой операции, и вознаграждения, получаемого от поставщиков услуг.

Получается, что владелец терминалов фактически расплачивается с поставщиками товаров, работ или услуг заранее внесенными в банк денежными средствами. А только потом пополняет счет, перечисляя выручку, инкассированную с терминала. На этом этапе и происходит обналичка.

В частности, сторонняя компания, нуждающаяся в наличных деньгах, перечисляет на счет субагента по фиктивному договору, например договору оказания консультационных услуг, заранее оговоренную сумму. Тот в свою очередь отправляет ее на свой лицевой счет в платежной системе, дабы все платежи были обеспечены и дошли до поставщиков услуг. Далее субагент инкассирует из терминалов скопившуюся наличность и сдает ее в банк за минусом ранее перечисленного платежа и своего процента, а наличную разницу передает своему клиенту (см. схему 2).

В чем привлекательность использования платежных терминалов

На текущий момент контроль за движением денег через терминалы минимальный. Эти аппараты не нужно регистрировать в налоговых органах. В них не обязательно применять фискальную память при выдаче кассового чека.

В итоге на улицах все больше появляется анонимных аппаратов, которые ограничиваются лишь квитанцией без адреса организации, принимающей платеж, и без каких-либо опознавательных знаков типа ИНН.

Кроме того, правила учета выручки, полученной из платежных терминалов, на текущий момент также законодательно не определены.

На практике это происходит так. При инкассации работник организации-субагента подсчитывает деньги в терминале и составляет акт подсчета. Далее в офисе он выписывает приходно-кассовый ордер на инвентарный номер платежного терминала. На основании этого документа деньги сдаются в обслуживающий банк.

Но законодательно этот порядок не закреплен, поэтому даже его соблюдение не обязательно для субагента. Отсутствие контроля только увеличивает привлекательность терминалов.

Применению схемы способствует и тот факт, что платежный субагент при соблюдении общих ограничений вправе применять упрощенную систему налогообложения. Объект допустим любой: «доходы» или «доходы минус расходы». На практике нередко выбирают последний, что позволяет учесть в затратах стоимость терминала или его аренды.

При этом деньги, поступившие по посредническому договору, не учитываются в доходах компании на упрощенной системе. Это следует из положений подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 и подпункта 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ. Поэтому единый налог взимается лишь с вознаграждения, получаемого от поставщика, а также комиссии, удерживаемой с физического лица при платеже.

Усиление контроля осложнит применение способа обналички

С 1 апреля 2010 года вступает в действие ряд положений Федерального закона от 03.06.09 № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». Поправки направлены на ужесточение контроля за движением средств через терминалы.

Теперь контрольно-кассовая техника, входящая в состав такого аппарата, должна соответствовать требованиям законодательства РФ о применении ККТ (ч. 4 ст. 6 закона № 103-ФЗ). В частности, такой кассовый аппарат должен быть зарегистрирован в налоговой инспекции, опломбирован, должен иметь фискальную память и обеспечивать некорректируемую регистрацию информации о платеже (п. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 22.05.03 № 54-ФЗ). То есть у налоговиков появляется возможность проверить, сколько денег реально поступило через интересующий их аппарат и сколько было инкассировано в банк.

При смене адреса установки терминала субагент должен в тот же день уведомить об этом налоговиков (ч. 5 ст. 6 закона № 103-ФЗ).

Сам терминал должен содержать информацию о наименовании, местонахождении и ИНН не только субагента, но и оператора, а также реквизиты договора, заключенного между ними (ст. 13 закона № 103-ФЗ).

Перечень обязательной информации, которая должна быть в чеке с 1 апреля 2010 года, закреплен в статье 5 закона № 103-ФЗ. Реквизиты должны быть легко читаемыми в течение шести месяцев с момента выдачи.

Кроме того, для осуществления расчетов по терминальным платежам субагент должен использовать отдельный банковский счет (ч. 14 ст. 4 закона № 103-ФЗ). Инкассированные из терминалов деньги он обязан сдавать в банк в полном объеме для зачисления на отдельный расчетный счет, с которого они перечисляются поставщику. В итоге посторонние платежи в адрес субагента сразу будут вызывать подозрения.

Контроль за соблюдением этого закона платежным субагентом должен осуществлять оператор (ч. 2 ст. 7 закона № 103-ФЗ). Если этого не будет сделано, то поставщик имеет право расторгнуть договор с оператором.

Почему на практике схема будет работать и после 1 апреля 2010 года

Казалось бы, схема обналички через терминалы после внесения поправок перестанет существовать. Однако это не так.

Во-первых, контрольно-кассовая техника, не соответствующая новым требованиям, может применяться до 2014 года. Это прямо предусмотрено частью 1 статьи 8 закона № 103-ФЗ. Но только при соблюдении двух условий – ККТ была включена в Государственный реестр контрольно-кассовой техники до 2010 года и зарегистрирована в налоговой инспекции до 2011 года. Таким образом, штрафовать платежного субагента за применение ККТ, в частности, не печатающей чеки нового образца, можно будет только через четыре года. Заметим, от необходимости применять фискальную память это не освобождает, поскольку в госреестре фактически нет контрольно-кассовой техники без такой памяти.

Во-вторых, если платежным субагентом выступает индивидуальный предприниматель, то даже при использовании терминала без выдачи кассового чека ему грозит лишь штраф в размере до 2 тыс. рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ). Организация в аналогичном случае пострадает больше – санкции могут достигнуть 40 тыс. рублей, а ее должностное лицо могут оштрафовать на 4 тыс. рублей.

В-третьих, положения закона № 103ФЗ не распространяются на расчеты, осуществляемые в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. Это прямо прописано в пункте 5 части 2 статьи 1 закона № 103ФЗ. Получается, что банки, владеющие терминалами или их арендующие, могут применять схему без особых изменений.

В-четвертых, если субагент не будет соблюдать требование об использовании отдельного банковского счета для расчетов с оператором или иные условия, то это может явиться основанием для расторжения договора между ними (ч. 3 ст. 7 закона № 103-ФЗ). Но никаких штрафных санкций со стороны контролирующих органов за это не предусмотрено. Конечно, это не касается нарушений использования ККТ. В итоге по договоренности с оператором субагент по-прежнему может использовать общий расчетный счет, в котором платежи по фиктивным договорам будут не столь заметны.

В-пятых, чтобы раскрыть схему, налоговикам придется проявить недюжинные способности. Ведь звенья одной цепи часто находятся в разных городах и подведомственны разным налоговым инспекциям. Более того, инкассация наличных денежных средств может производиться на несколько банковских счетов, куда поступают и другие платежи.

В итоге, чем длиннее цепочка, тем труднее разобраться в движении денежных средств, которое бывает настолько запутано, что немногие проверяющие решаются на доказывание этой схемы. В неофициальной обстановке это признают и сами фискалы.

К тому же на практике субагентами нередко являются подставные лица – индивидуальные предприниматели, которые в случае чего от всего отказываются и не признают своего участия в подобном бизнесе. Чтобы опровергнуть их слова, инспекторам понадобятся очень веские доказательства.

При этом терминальные сети могут находиться в аренде у предпринимателей, а принадлежать вполне легальным собственникам. Они в спорной ситуации особенно ничем не рискуют и при неблагоприятных обстоятельствах просто меняют арендатора

В итоге получается, что этот способ обналички вряд ли прекратит свое существование. Однако его стоимость может повыситься на несколько процентных пунктов. По неподтвержденным данным, сейчас она составляет 5–6 процентов от обналиченной суммы.

Схема 1. Движение денег и информации при оплате через терминалы

 

Схема 2. Обналичивание денежных средств

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы