Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Налоговое планирование в рамках таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана

10 января 2010   3494  

  • Что нового ждет компании с началом работы таможенного союза
  • Новые возможности по оптимизации НДС и налога на прибыль
  • Как выгодно построить структуру группы в рамках союза

Одним из важнейших событий минувшего года для российской экономики стало присоединение Казахстана к единому таможенному союзу России и Белоруссии (договор от 06.10.07 «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза»). Теперь при пересечении внутренних границ всех трех стран – участниц союза товары не будут облагаться сборами и пошлинами.

Для этого с 1 января 2010 года на территории России, Белоруссии и Казахстана были введены единый таможенный тариф, единая система нетарифного регулирования и порядок взимания косвенных налогов. Единый таможенный кодекс начнет действовать с 1 июля 2010 года. А процесс приведения в соответствие национальных законодательств должен быть завершен к 2012 году, что позволит говорить о полноценном функционировании таможенного союза.

Однако для выстраивания схем международного налогового планирования с использованием новых соглашений некоторые действия необходимо произвести заблаговременно. Например, выстроить структуру группы компаний с минимальной совокупной налоговой нагрузкой и правильно сориентировать товарные потоки. Рассмотрим преимущества, которые дают российским компаниям подписанные соглашения.

Налоговые системы стран – участниц таможенного союза похожи

Во всех трех странах используется классическая модель налогообложения, когда доходы облагаются налогом сначала на уровне юридических лиц, а затем, повторно, при выплате дивидендов учредителям.

Основными налогами юридических лиц являются: налог на прибыль, налог на имущество, НДС, налог на недвижимость, транспортный налог. Соотношение ставок основных налогов представлено в таблице 1.

Компании платят налоги по всем доходам независимо от их источников возникновения – внутри страны или за ее пределами. При этом при наличии постоянного представительства доходы облагаются налогами и по месту деятельности, и по месту инкорпорации с возможностью последующего зачета.

Россия, Белоруссия и Казахстан имеют хорошо проработанную систему соглашений об избежании двойного налогообложения как между собой, так и по всему миру. В частности, Республика Беларусь заключила более 50 таких соглашений, Казахстан – более 40, Россия – более 70. Ставки налогов по выплатам между тремя странами представлены в таблице 2.

Таможенный тариф стал единым

Союз устранил необходимость таможенного оформления на внутренних границах между Россией, Белоруссией и Казахстаном. В итоге экспортно-импортные операции в рамках таможенного союза будут намного выгоднее. Особенно в направлении Казахстана, так как между Россией и Беларусью такое соглашение уже действовало (Указ Президента РФ от 25.05.95 № 525).

При формировании единого таможенного тарифа за основу в подавляющем большинстве случаев были взяты российские ставки. Странам – участницам союза придется скорректировать свои пошлины несмотря на свою внутреннюю политику.

Самые большие изменения затронут режим импорта в Казахстан. Тарифы уменьшатся для 497 позиций, а увеличатся – для 5704.

Именно поэтому пограничный таможенный контроль в отношении Казахстана сохранится до 1 июля 2011 года. То есть оформлять товары и заполнять декларации не придется, но таможня продолжит контролировать перемещение товаров.

Порядок исчисления и взимания НДС и акцизов изменился

В связи с отменой таможенного оформления между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией с 2010 года изменен процесс администрирования косвенных налогов. Теперь они будут платиться по принципу страны назначения. Это зафиксировано в протоколах от 11.12.09 о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ и оказании услуг.

Ранее аналогичный документ действовал лишь в отношениях между Россией и Белоруссией. Причем он предусматривал особый порядок взимания косвенных налогов лишь в отношении товаров, происходящих из стран таможенного союза. В отношении же товаров, импортированных извне, действовал обычный режим налогообложения импорта.

Сейчас же с введением единого таможенного тарифа исчезла необходимость разделять страну происхождения товара для целей обложения косвенными налогами.

Из прочих нововведений подписанных протоколов можно отметить следующие моменты.

Увеличен срок предоставления документов, подтверждающих экспорт . Теперь он составляет 180 дней (ранее срок составлял 90 дней – п. 3 раздела II Положения от 15.09.04). Это позволит экспортерам до получения подтверждения в течение указанного срока не отражать оборот по реализации.

Расширен перечень случаев применения нулевой ставки . С 2010 года право на нулевую ставку предоставляется также при передаче товара по договорам товарного кредита или займа (п. 9 ст. 1 Протокола о товарах от 11.12.09). Это же послабление касается и экспорта товаров, которые освобождены от НДС при ввозе в государстве-импортере.

Разрешены неденежные расчеты по внешнеторговым сделкам . С 2010 года по экспортно-импортным контрактам внутри таможенного союза можно осуществлять расчеты в неденежной форме (подп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах от 11.12.09). Но только если законодательством государства, где зарегистрирован экспортер, это допустимо.

Прописан порядок предоставления нулевой ставки НДС по реализации товаров по договорам лизинга , предусматривающий переход права собственности на объект к лизингополучателю. Уплата НДС по таким операциям будет производиться ежемесячно в размере соответствующей части выкупной стоимости предмета лизинга (подп. 2 п. 2 ст. 1 Протокола о товарах от 11.12.09). Ранее данный вопрос не был урегулирован.

Изменена база, облагаемая НДС, при импорте товаров . НДС теперь будет взиматься со стоимости товаров, то есть цены, указанной в договоре (ст. 2 Протокола о товарах от 11.12.09). Ранее налоговая база определялась как сумма стоимости приобретенных товаров, включая затраты на транспортировку и доставку данных товаров и подлежащие уплате акцизы. Таким образом, исчезает двойное обложение НДС сопутствующих экспортно-импортным операциям услуг, например, транспортных и экспедиторских.

В какой стране нужно платить НДС при оказании услуг

Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11.12.09 (далее – Протокол об услугах) содержит критерии определения места реализации для цели уплаты НДС.

Услуги, имеющие непосредственное отношение к движимому, недвижимому имуществу и транспортным средствам, облагаются НДС по местонахождению таких объектов. Например, если ремонт движимого объекта, находящегося на территории России, осуществляет белорусская компания, такая операция будет облагаться российским НДС. Если белорусская организация не зарегистрирована в качестве налогоплательщика в России, функции налогового агента по этому НДС должна будет исполнить компания, владеющая основным средством.

Остальные услуги в большинстве случаев подлежат налогообложению по месту регистрации продавца или исполнителя.

Но есть и исключения из этого правила. Налогообложение по месту регистрации покупателя или заказчика определено в отношении следующих услуг и работ (подп. 4 п. 1 ст. 3 Протокола об услугах от 11.12.09):

  • – инжиниринговые услуги;
  • – аудиторские услуги;
  • – бухгалтерские услуги;
  • – консультационные услуги;
  • – маркетинговые услуги;
  • – рекламные услуги;
  • – юридические услуги;
  • – услуги по обработке информации, разработке программ для ЭВМ, баз данных;
  • – научно-исследовательские, опытно-конструкторские и опытно-технологические работы;
  • – дизайнерские услуги.

Протоколом об услугах регламентирован порядок налогообложения при передаче движимого имущества в лизинг или аренду (подп. 1 п. 1 ст. 3 Протокола об услугах от 11.12.09). Местом реализации таких услуг признается государство нахождения арендатора, а в отношении аренды или лизинга транспортных средств – государство нахождения арендодателя.

Как взимаются косвенные налоги при участии трех и более партнеров

Новым Протоколом о товарах регламентирован порядок уплаты косвенных налогов и предоставления нулевой ставки, если в поставке участвуют три и более лиц. В том числе лиц из государств, не являющихся членами таможенного союза.

В частности, импортер одновременно с налоговой декларацией должен предоставить в свою инспекцию заявление о ввозе товаров на бумажном носителе в четырех экземплярах (ранее предоставлялось три экземпляра заявления). Первый экземпляр остается в налоговой службе, второй, третий и четвертый возвращают импортеру с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату налога. Два из них покупатель товара направляет партнерам, для того чтобы те могли подтвердить свое право на применение нулевой ставки НДС.

Если товар реализуется с участием резидентов трех и более государств, введено понятие «информационное сообщение». В нем указываются сведения о тех участниках сделки, ИНН и прочие идентифицирующие признаки которых не указаны в договоре.

Кроме того, теперь разрешено в счет уплаты косвенных налогов по импортированным товарам зачитывать излишне уплаченные суммы налогов и сборов, подлежащие возврату по внутренним операциям, а также в связи с предоставлением нулевой ставки НДС.

Также документом прописан порядок уплаты или возврата косвенных налогов в случаях возврата товаров, ввезенных на территорию государства – члена таможенного союза. Но только если причина возврата заключалась в ненадлежащем качестве или комплектации товара и она документально подтверждена участниками договора.

Налоговики трех стран будут обмениваться данными

11 декабря 2009 года также подписан протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств – членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов.

Налоговикам трех стран предоставлена возможность обмениваться информацией с использованием электронных каналов связи. Такие данные будут использоваться проверяющими для подтверждения факта экспорта.

Варианты бизнес-решений для группы компаний в рамках таможенного союза

Таможенный союз позволяет компаниям облегчить ведение торговой деятельности. Рассмотрим, как на практике можно использовать его возможности, если перед группой компаний стоит цель, например, наладить в Казахстане сбыт товаров, производимых в России и Белоруссии.

Российская и белорусская закупочные компании учреждают казахскую сбытовую компанию. Учредители закупают товары в России и Белоруссии по стоимости 100 у.е. без учета НДС. Далее они реализуются на территории Казахстана с наценкой (см. схему 1). Заметим, в этой стране самая низкая ставка НДС из всех участников – 12 процентов. Рассчитаем налоговую нагрузку при осуществлении такого решения.

Белорусское ООО закупает продукцию в Белоруссии за 100 у.е. и продает казахскому ТОО за 120 у.е. Прибыль белорусского общества в 20 у.е. будет облагаться налогом по ставке 24 процента – 4,8 у.е.

Аналогичная прибыль российского общества облагается налогом по ставке 20 процентов – 4 у.е. Казахская компания, закупая продукцию по цене 240 у.е., продает по цене 400 у.е. Прибыль в размере 160 у.е. будет облагаться налогом по ставке 20 процентов – 32 у.е. Суммарная налоговая нагрузка составит 40,8 у.е. (4,8 + 4 + 32).

Что же касается НДС, то российская закупочная компания предъявит к возмещению из бюджета в связи с применением экспортной ставки НДС 18 у.е. налога, а белорусская – 20 у.е. При этом казахская компания уплатит НДС при ввозе, исходя из суммы 240 у.е., по ставке 12 процентов – 28,8 у.е. Уплаченный при ввозе налог казахская компания примет к вычету при расчете суммы НДС от реализации товара внутри страны – 48 у.е. (400 у.е. × 12%).

Таким образом, в совокупности всеми тремя компаниями по торговой операции будет уплачено 10 единиц НДС (48 + + 28,8 – 28,8 – 18 – 20). Эффективная ставка НДС будет равна 5 процентам (10 у.е. : 200 у.е.).

Таможенные пошлины при этом не уплачиваются.

Если подобные торговые операции в рамках союза проводятся группой компаний на регулярной основе, то будет возникать потребность в перераспределении прибыли. Рассмотрим, какая налоговая нагрузка возникнет при возврате прибыли, сформированной торговыми операциями в Казахстане, учредителям в России и Беларуси посредством дивидендов (см. схему 2).

В Казахстане установлен налог у источника на дивиденды. В соответствии с межгосударственными соглашениями в отношении России его ставка не может превышать 10 процентов, а Белоруссии – 15 процентов.

Предположим, общая прибыль казахской компании составит 240 у.е. С этой суммы она сначала заплатит налог в размере 48 у.е. (240 у.е. × 20%), после чего получит возможность распределить учредителям 192 у.е. чистой прибыли (по 96 у.е. каждому учредителю). Удержанный налог у источника составит 9,6 у.е. при выплате в Россию (96 у.е. × 10%) и 14,4 у.е. при выплате в Белоруссию (96 у.е. × 15%).

При этом у белорусской компании дополнительно возникнет обязанность доплатить налог на прибыль по ставке 9 процентов – 8,64 у.е. (разница между ставками). Ведь полученные дивиденды облагаются там в обычном порядке, по ставке 24 процента.

Таким образом, в совокупности с 240 у.е. прибыли группа компаний заплатит 80,64 у.е. налога на доходы (48 + 9,6 + 14,4 + 8,64). Эффективная ставка будет довольно высокой – 33,6 процента (80,64 : 240 × 100).

Группа дружественных компаний может снизить эту сумму, если изменит структуру собственности. Например, в случае, если российская компания будет владеть казахской на 100 процентов, сумма налогов при выплате дивидендов будет меньше. Финансировать белорусского партнера при этом придется иными способами, например, с помощью беспроцентных займов.

Интересно, что, если бы та же самая сумма прибыли (240 у.е. – по 120 каждой компанией) выплачивалась в обратном направлении, компании заплатили бы меньше – всего 76,08 у.е. (24 + 28,8 + + 9,6 + 13,68):

  • – налог на прибыль в России – 24 у.е. (120 × 20%);
  • – налог на прибыль в Белоруссии – 28,8 у.е. (120 × 24%);
  • – налог у источника выплаты в России – 9,6 у.е. ((120 – 24) × 10%);
  • – налог у источника выплаты в Белоруссии – 13,68 у.е. ((120 – 28,8) × × 15%);
  • – налог на полученные дивиденды в Казахстане – 0 у.е.

Таблица 1. Сравнение ставок основных налогов стран таможенного союза, %

Налоги Казахстан Белоруссия Россия
Налог на прибыль 20 24 20
НДС 12 20 18
Налог у источника при выплате дивидендов нерезидентам-юрлицам 15 15 15
Налог у источника при выплате процентов нерезидентам-юрлицам 15 10 20
Налог у источника при выплате роялти нерезидентам-юрлицам 15 15 20

 

Таблица 2. Ставки налогов у источника выплат в соответствии с межгосударственными соглашениями трех стран, %

Получатель / плательщик Вид выплат Россия Белоруссия Казахстан
Россия дивиденды 15 10
проценты 10 10
роялти 10 10
Белоруссия дивиденды 15 15
проценты 10 10
роялти 10 15
Казахстан дивиденды 10 15
проценты 10 10
роялти 10 15

 

Схема 1. Реализация товаров через казахскую сбытовую организацию

 

 

Схема 2. Распределение прибыли, накопленной в казахстане

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы