Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Региональные особенности транспортного налога: где искать пониженные ставки и льготы

10 января 2010   5293  

  • Где выгодно размещать хранителя активов
  • Почему имя производителя может повлиять на сумму налога
  • В каком регионе выгоднее регистрировать старый транспорт

Региональное законодательство определяет не только ставки транспортного налога, но и льготы по нему. И один и тот же транспорт в одном субъекте может вообще не облагаться налогом, а в соседнем он будет взиматься по максимуму.

В этих условиях компании выгодно отыскать именно тот регион, где в соответствии с видом ее деятельности и характеристиками машин налог будет минимальным или нулевым. При большом количестве транспорта это может быть экономически оправданным. О том, как любая компания может воспользоваться льготами выбранного ею региона, читайте в статье «Транспортный налог можно значительно снизить на законных основаниях».

Характеристики транспорта позволяют сэкономить

Несколько регионов  Российской Федерации дифференцировали ставки налога в зависимости от тех или иных объективных характеристик автомобиля.

Год выпуска. В Приморском крае, Сахалинской и Иркутской областях указано, что льгота предоставляется в зависимости от возраста машины: чем старше автомобиль, тем меньше ставка транспортного налога. В Приморском крае такая норма введена по легковым и грузовым автомобилям, а в Сахалинской и Иркутской областях – только по легковым.

Сравним указанные льготы с московскими и нижегородскими нормами, где, соответственно, зарегистрировано больше всего автомобилей и установлены максимально возможные ставки налога.

на цифрах Налог на грузовой автомобиль 1999 года выпуска мощностью 300 л с. в Москве составит 21 тыс. руб. (300 л. с. × 70 руб/л. с.), в Нижнем Новгороде – 25,5 тыс. руб. (300 л. с. ×  85 руб/л. с.), а в Приморье – только 9 тыс. руб. (300 л. с. × 30 руб/л. с.).

Кроме того, в Воронежской области освобождены от налога легковые авто старше 25 лет с двигателем до 100 л. с.

В некоторых регионах введены льготы в зависимости от срока полезного использования авто. В частности, в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии – Алании и Чечне на данный момент установлены пониженные ставки налога для транспорта с б?льшим сроком полезного использования. Тогда как Москва и Московская область, наоборот, с меньшим сроком, правда, только в отношении грузовых автомобилей и автобусов.

Чиновники всячески настаивают на том, что имеется в виду возраст авто (письмо Минфина России от 07.07.09 № 03-05-05-04/07). С 2010 года их позиция официально закреплена в пункте 3 статьи 361 НК РФ. Там слова «срока полезного использования» заменили на «количества лет, прошедших с даты выпуска» (Федеральный закон от 28.11.09 № 282-ФЗ).

Грузоподъемность. В Еврейской автономной области снижены ставки для автомобилей с небольшой грузоподъемностью. Так, если она не превышает 1,5 т, а машина имеет мощность двигателя 100 л. с., то налог в этом регионе будет равен 1,19 тыс. рублей. Для сравнения: в Москве – 1,5 тыс. рублей, в Нижнем Новгороде – 2,5 тыс. рублей.

Производитель. В Республике Алтай установлена почти минимально возможная ставка налога для легковых автомобилей отечественного производства с двигателем мощностью до 90 л. с. – 5 рублей за лошадиную силу. Для сравнения: для аналогичного транспорта в Москве ставка равна 7 рублям за 1 л. с., в Нижнем Новгороде – 25 рублям.

Компании экономят, переводя машины на владельцев с льготной деятельностью

Во многих субъектах России от уплаты транспортного налога освобождены общественные организации инвалидов. Кроме того, в регионах очень популярны льготы в зависимости от вида деятельности налогоплательщика.

Таким образом, компания, выбирая место регистрации для дружественного хранителя активов, может выбрать регион, где последнему будут предоставлены льготы. Однако заметим, что в четырех регионах: Челябинской, Кировской, Сахалинской областях и Краснодарском крае – законодательно предусмотрено, что льготы не предоставляются по транспорту, переданному в аренду. В остальных регионах таких ограничений нет.

Производство. Большинство регионов освободили от налога сельхозпроизводителей. В Красноярском крае – изготовителей оборудования для инвалидов, а в Липецкой – тракторные производства. В той же Московской области налог в половинном размере платят производители детского питания.

Занимательно, но в Тюменской области освобождены от налога производители пива и слабоалкогольных напитков, а также оборудования и комплектующих для нефтедобычи.

Перевозчики. Многие субъекты дали льготу компаниям, занимающимся общественными пассажироперевозками. Кроме того, Московская, Рязанская, Нижегородская, Свердловская, Брянская и Тверская области установили пониженные ставки (40–60% от общей ставки) для компаний, занимающихся международными перевозками.

Лизинг. В двух регионах России даны льготы лизинговым компаниям. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре лизинговая компания не уплачивает налог по авиатехнике, переданной в лизинг. А в Татарстане – по грузовым автомобилям и автобусам, соответствующим экологическим нормам ЕВРО-2.

Получение инвестиционных льгот ограничено обязанностью заключить договор

Многие российские регионы с помощью освобождения от транспортного налога пытаются стимулировать инвесторов. Подобные нормы включены в законы Саратовской, Ярославской, Вологодской, Новгородской, Курганской и Кировской областей, а также Хакассии, Адыгеи и Еврейской автономной области.

Но использование этой льготы часто ограничено необходимостью заключения инвестиционного договора с правительством региона. И только в Саратовской области этого не требуется.

Согласно местному законодательству, освобождаются от транспортного налога вновь создаваемые организации-инвесторы, осуществившие капитальные вложения в расположенные на территории области основные средства в размере не менее 50 млн рублей. В отношении транспорта местом расположения считается место его государственной регистрации.

Таким образом, если компания планирует приобрести транспорт на соответствующую сумму, выгоднее сделать это через свое дочернее юрлицо в Саратовской области.

Льготы по отдельным транспортным средствам могут быть выгодны

Регионы часто предусматривают льготы не по налогоплательщику в целом, а только в отношении отдельных видов транспортных средств. Если компания использует такие виды транспорта, ей выгоднее зарегистрировать технику в одном из следующих субъектов. Или арендовать машины у дружественных хранителей, расположенных в таких областях. Этот вариант тоже может сработать, поскольку в законах этих регионов нет условия, что транспорт обязательно должен использоваться на их территории.

Так, в Тульской и Курской областях не облагаются налогом автомобили, использующиеся автошколами при обучении. Кроме того, в Тульском регионе не платится налог со спецавтомобилей, предназначенных для перевозки крупногабаритных строительных панелей. В Ставропольском крае освобожден от налога корпоративный транспорт, который доставляет работников до их места работы. В Брянской области, а также в Республике Марий-Эл – мусоровозы. А в Псковской области – автомагазины и молоковозы.

В Нижегородской области транспортный налог по половинной ставке платят за автомобили с установленным газобаллонным оборудованием. Для этого в налоговый орган нужно представить справку о том, что такое оборудование было установлено. Правда, учитывая максимальный размер ставок в этом регионе, даже половинная ставка не делает выгодной регистрацию в нем транспорта.

В Кабардино-Балкарии компания может не платить транспортный налог по неисправным и законсервированным транспортным средствам. Для этого в налоговый орган нужно представить справку из ГАИ.

Налог зависит и от города регистрации в регионе

Некоторые регионы освободили от транспортного налога компании, зарегистрированные в пределах определенных территорий данного субъекта. Как правило, это касается резидентов особых экономических зон.

Такие льготы предоставили: Москва, Томская и Липецкая области, Краснодарский край и Татарстан. Однако есть регион, где подобная льгота не связана с ОЭЗ, – Ростовская область.

На ее территории местная администрация определила перечень шахтерских территорий (например, города Новошахтинск, Донецк, Шахты), которым необходима поддержка. Компании и их подразделения, зарегистрированные на этих территориях, не платят транспортный налог вовсе.

Для получения льготы компания должна заключить договор «О поддержке региона» с местной администрацией. Но он в отличие от инвестиционного соглашения не влечет для компании-налогоплательщика практически никаких финансовых обязательств.

Ставки транспортного налога в разных регионах

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы