Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Компенсации за использование грузовых авто не нормируются в налоговом учете

30 октября 2009   2218  

  • Почему налоговики против учета компенсации в расходах
  • Для выплаты компенсации сотрудник не обязан быть собственником
  • Когда налоговики могут усомниться в том, что авто – грузовое

Компании, использующие в своей деятельности грузовые автомобили, применяют безопасный способ налоговой экономии. Суть способа проста и основана на буквальном толковании норм Налогового кодекса.

Согласно подпункту 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ, компенсации за использование в служебных целях личных автомобилей нормируются только по легковым авто и мотоциклам. К грузовым машинам эта норма не относится, поэтому выплата за их использование может быть установлена в любом размере по соглашению сторон. И вся ее сумма уменьшит налого- облагаемую прибыль.

При этом выплата в пределах, установленных соглашением сторон, не облагается ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ), а с 2010 года не будет облагаться и страховыми взносами (п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212ФЗ). Плюс с этой суммы не нужно удерживать НДФЛ (абз. 9 п. 3 ст. 217 НК РФ).

Таким образом, такая компенсация на практике является универсальным способом вывода средств на физическое лицо. Его используют для выплаты части зарплаты без ЕСН или для выплаты дивидендов без налога у источника, если учредитель является работником компании.

Налоговики могут заявить, что компенсация не уменьшает налогооблагаемую прибыль

Специалисты Минфина России утверждают: раз подпункт 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ предусматривает компенсацию только за легковые автомобили и мотоциклы, то подобные выплаты за любое другое имущество не признаются расходом в принципе (письмо от 24.04.08 № 03-03-06/1/293). Якобы компенсация расходов по грузовикам и микроавтобусам возможна только при гражданско-правовом договоре.

Это не так. Выплата компенсации за использование имущества работника предусмотрена статьей 188 ТК РФ, по- этому является обоснованным расходом. Кроме того, норма подпункта 11 пункта 1 статьи 264 НК РФ касается затрат на содержание служебного транспорта в целом, без уточнения, какого – легкового или грузового. И только во втором предложении уточнено, что по «легковушкам» выплаты нормируются. То есть компания вполне может признать компенсацию по грузовикам в расходах на основании спорной нормы.

Эту сумму можно учесть и как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Или на основании пункта 25 статьи 255 НК РФ, поскольку такая компенсация предусматривается трудовым договором. Тем более что раньше Минфин России был не против учета подобных затрат (письмо от 15.08.05 № 03-03-02/61).

Какие автомобили налоговики признают грузовыми

Чтобы избежать нормирования по статье 264 НК РФ, необходимо, чтобы у налоговиков не было сомнений в том, что автомобиль является грузовым. Дело в том, что информация о категории машины, приведенная в строке 4 паспорта транспортного средства (А, В, С, D, прицеп), не свидетельствует о том, что оно является легковым или грузовым. Это следует из пункта 28 Положения, утв. приказом от 23.06.05 МВД № 496, Минпромэнерго № 192 и Минэкономразвития России № 134. И подтверждают чиновники (письмо Минфина и ФНС России от 17.01.08 № 03-05-04-01/1).

Финансовое ведомство уточняет: при отнесении авто к определенной категории необходимо также учитывать данные строки 3 паспорта «Наименование (тип ТС)». Например, «Легковой», «Автобус», «Грузовой – самосвал, – фургон, – цементовоз, – кран» и т. п.

Некоторые суды при спорах по транспортному налогу исходят из совокупности всех сведений об автомобиле (постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12.03.09 № А58-3798/08-Ф02-869/09).

Другие суды отмечают, что, раз порядок определения категории транспортного средства НК РФ не определен, руководствоваться следует сведениями, указанными в паспорте ТС (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14.04.08 № Ф09-2257/08-С3). При этом определяющее значение имеет именно тип автомобиля (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.01.09 № А29-2848/2008).

Иногда суды признают, что для этого можно применять Общероссийский классификатор основных фондов (постановление федеральных арбитражных судов Западно-Сибирского от 12.03.07 № Ф04-204/2007(31059-А46-40), Центрального от 16.03.07 № А09-5517/06-29 округов).

Грузовой автомобиль не обязательно должен быть в собственности работника

Чиновники настаивают, что имущество, за которое работодатель выплачивает компенсацию, должно принадлежать сотруднику на праве собственности (письма Минфина России от 17.06.09 № 03-04-06-01/138, от 02.03.06 № 03-05-01-04/43).

Конечно, наличие документов о таком праве намного повышает безопасность способа. Но на самом деле этого требования нет ни в Налоговом, ни в Трудовом кодексах. Личное имущество работника, на наш взгляд, это то имущество, которым он имеет право распоряжаться лично. Не важно, на основании права собственности или по доверенности. Аналогичная точка зрения содержится и в давнем письме Минфина России от 21.07.92 № 57, на которое часто ссылаются чиновники этого ведомства и суды (письмо от 15.09.05 № 03-03-04/2/63, постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.03.08 № Ф04-2044/2008(2440-А46-34)).

Кроме того, если грузовой автомобиль принадлежит физлицу, то нет никакой возможности амортизировать его стоимость. Поэтому группы компаний на практике нередко применяют более рискованный способ. Приобретают необходимый транспорт на имя скрытоаффилированной компании или предпринимателя, которые учитывают амортизацию в расходах. Далее сдают его в аренду за минимальную арендную плату физлицу, которое является работником компании, нуждающейся в транспорте. Последняя и выплачивает компенсацию своему сотруднику.

Риск состоит в том, что налоговики могут проверить, кто является собственником машины. Если они выявят взаимосвязь владельца с проверяемой компанией, то они могут обвинить их в сговоре с целью снижения налоговой нагрузки.

на цифрах Компания на общем режиме использует грузовой автомобиль стоимостью 600 000 руб (НДС при покупке – 108 000 руб.), со сроком службы – 61 месяц. Зарплата сотрудника без занижения составляет 50 000 руб.

Сравним налоговую нагрузку при различных способах: с компенсацией или без таковой, а также при аренде машины у работника. Сумму компенсации или арендной платы примем за 20 000 руб. в месяц. Результаты приведены в таблице на стр. 38.

Расчет налоговой экономии в зависимости от основания выплаты дохода сотруднику

Показатель Кому грузовой автомобиль принадлежит и что выплачивается работнику
Компании, работнику выплаты не производятся Работнику, выплачивается арендная плата Работнику, выплачивается компенсация Дружественной компании, работнику выплачивается компенсация
Вычет НДС при приобретении авто группой компаний, руб. 108 000 108 000
Сумма амортизации, признаваемой в расходах группой компаний в год, руб. 118 033 руб. (( 600 000 руб. / 61 мес. * 12 мес.) 118 033 руб. ((600 000 руб. / 61 мес. * 12 мес.)
ЕСН с зарплаты сотрудника в год, руб. 156 000 (50 000 руб. * * 12 мес. * 26%) 93 600 ((50 000 руб. – – 20 000 руб.) * * 12 мес. *  * 26%)) 93 600 ((50 000 руб. – – 20 000 руб.) * * 12 мес. * 26%)) 93 600 ((50 000 руб. – – 20 000 руб.) * 12 мес. *  * 26%))
Насколько снизится налогооблагаемая прибыль, руб. 274 033 (118 033 + + 156 000) 93 600 93 600 211 633 (118 033 + + 93 600)
Уменьшение налога на прибыль, руб. 54 807 (274 033 руб. * *  20%) 18 720 (93 600 руб. * * 20%) 18 720 (93 600 руб. * * 20%) 42 327 (211 633 руб. * * 20%)
Изменение налоговой нагрузки, руб. Снижение на 6807 (156 000 – – 108 000 – 54 807) Увеличение на 74 880 (93 600 – – 18 720) Увеличение на 74 880 (93 600 – 18 720) Снижение на 56 727 (93 600 – 108 000 – – 42 327)
НДФЛ работника в год, руб. 78 000 (50 000 руб. * * 12мес. * 13%) 78 000 (50 000 руб. * * 12мес. * * 13%) 46 800 ((50 000 – – 20 000) *  * 12 мес. * 13%) 46 800 ((50 000 – – 20 000) *  * 12 мес. * 13%)
Экономия на НДФЛ, руб. 31 200 (78 000 – – 46 800) 31 200 (78 000 – – 46 800)

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы