Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Какие ошибки налоговиков сэкономили компаниям миллионы рублей налогов

30 июля 2009   3818  

  • Контролю по налогу на имущество мешают неполные базы данных
  • Налоговики не сверяют декларации между собой
  • Инспекции предоставляют освобождение по НДС без проверки

В распоряжении редакции «ПНП» оказался отчет ФНС России по результатам внутриведомственных аудиторских проверок за 2008 год, в ходе которых были выявлены недостатки в работе налоговиков. Причем конкретизировано, по каким именно направлениям деятельности допущены нарушения, в каких регионах выявлены и по каким налогам.

Эти сведения могут оказаться полезными для налогоплательщиков. Дело в том, что ФНС России, выявив эти недочеты, обязала нижестоящие налоговые органы их устранить. Следовательно, по указанным в документе направлениям в скором времени можно ожидать усиления контроля.

Налоговики в некоторых случаях исключают юрлица из реестра даже с налоговой недоимкой

Сколько ни обвиняют налоговики компании в проведении операций с ликвидированными организациями, однако сами же этому и способствуют. В частности, несвоевременно внося в ЕГРЮЛ и ЕГРН записи о прекративших деятельность юрлицах. Например, в Хабаровском крае и Омской области нарушение сроков было выявлено в 84 процентах от проверенных случаев, при этом задержка могла составлять до 996 дней. То есть почти три года компания, фактически ликвидированная, числилась как действующая. Аналогичные нарушения были обнаружены в Республике Марий Эл и Самарской области.

Есть и нарушения, выгодные для налогоплательщиков. Например, в пяти регионах налоговики принимают решения об исключении из ЕГРЮЛ компаний, у которых имеется задолженность перед бюджетом. Это относится к Республике Калмыкия, Новосибирской, Свердловской, Ростовской областям, а также Ямало-Ненецкому автономному округу. Хотя, конечно, суммы «прощенной» таким образом задолженности невелики – в среднем 81 тыс. рублей на каждый случай выявленного нарушения. В итоге такой невнимательности бюджет недосчитался около 15,6 млн рублей.

Переезд в другой регион является по-прежнему действенным методом

ФНС России осталась недовольна организацией планирования контрольных мероприятий. Оказалось, что инспекции на местах неэффективно анализируют информацию о налогоплательщиках, которой располагают. И это несмотря на то, что ранее приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333 @ для этих целей была разработана и утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок.

Менее всего этому вопросу уделяют внимания в Амурской области. Там каждая вторая проверка была с низким или нулевым результатом. В Республике Саха (Якутия) так была охарактеризована каждая четвертая проверка. В Ханты-Мансийском автономном округе по результатам каждой третьей проверки дополнительно начислено не более 50 тыс. рублей.

В Забайкальском крае при планировании проверок, видимо, не оценивают возможность реального взыскания налогов. Так, из доначисленных 721 млн рублей на момент проверки там было взыскано только 12 процентов от этой суммы.

Кое-где налогоплательщики пользуются беспечностью налоговиков при сборе доказательств. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе по итогам проверки одного из крупнейших налогоплательщиков в связи с отсутствием достаточной доказательной базы сумма доначислений была уменьшена судом на 96 процентов. В Новосибирской области один из крупнейших налогоплательщиков смог оспорить по этой же причине доначисления на сумму 440 млн рублей. А в Амурской области уже на стадии рассмотрения возражений такие промахи привели к уменьшению доначисленных налогов на 720 млн рублей.

Но больше всего возможностей для налогоплательщиков по-прежнему остается в сфере переезда в другой регион. В частности, в Санкт-Петербурге в 63 процентах случаев регистрационные дела были переданы с нарушением срока до 279 дней. Передача иной информации также задерживается в Самарской, Омской областях и Хабаровском крае. Причем задержка могла составлять до 677 дней, то есть без малого два года. Во Владимирской и Тверской областях при переходе не производилась сверка расчетов.

Для налоговой оптимизации также успешно используется и процедура банкротства. Например, в Республике Саха (Якутия) сумма задолженности, не включенная в реестр требований кредиторов (а значит, погашенная), составила порядка 845 млн рублей.

Для ФНС очень важна сверка показателей декларации по налогу на прибыль с другой отчетностью

Одним из главных недостатков по налогу на прибыль, исходя из аудиторского отчета, является пренебрежение междокументальным сравнительным анализом. В частности, следующей сверке уделено недостаточное внимание: 

  •  – доходы по декларации по налогу на прибыль с доходами, заявленными в бухгалтерской отчетности. Например, в Республике Марий Эл и Самарской области у трех из 43 проверенных налогоплательщиков расхождение составило 5 млрд рублей;
  •  – выручка по декларации по налогу на прибыль и выручка в отчетности по НДС. В Свердловской области несоответствия по проверенной выборке – 1,9 млрд рублей;
  •  – расходы в виде процентов в налоговой и бухгалтерской отчетности. В Санкт-Петербурге обнаружены 127 налогоплательщиков, у которых общая сумма процентов, признанных в налоговом учете, превысила аналогичные бухгалтерские показатели на 135,8 млн рублей;
  •  – выбытие основных средств в бухгалтерском учете и отсутствие реализации в налоговом учете – в Свердловской области выявленное расхождение составило 427 млн рублей;
  •  – налоги и сборы, заявленные в других декларациях, и фактически принятые к налоговому учету. 

Также из отчета следует, что многие инспекции довольно лояльно относятся к уменьшению налоговой базы за счет убытков. В частности, признают их при отсутствии подтверждающих документов и пояснений. Или, например, принимают в текущем периоде убытки, подлежащие учету в прошлом налоговом периоде. Менее всего на это обращали внимание налоговики Ямало-Ненецкого автономного округа, республик Марий Эл, Дагестан, а также Новосибирской и Ростовской областей.

В некоторых субъектах РФ ослаблен контроль за правильностью отражения в отчетности внереализационных доходов и расходов. В частности, в Курганской, Новосибирской и Ростовской областях, а также в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах инспекторами не всегда запрашивались пояснения, почему налогоплательщик не включил в состав внереализационных доходов списанную кредиторскую задолженность.

В проверяемом периоде в Карелии, Коми, Новгородской, Псковской областях и в Санкт-Петербурге инспекторы без проблем принимали расходы в виде сумм безнадежных долгов и созданных резервов по сомнительным долгам.

ФНС посетовала, что права на вычет и на освобождение не подтверждаются документами

Оказалось, что в некоторых субъектах РФ налоговики признают право на применение освобождения от обложения НДС, даже не требуя подтверждающие документы. В частности, налоговые органы Курганской, Новосибирской и Свердловской областей, а также Ханты-Мансийского автономного округа поверили на слово и предоставили льготу на общую сумму 23,6 млрд рублей.

В Омской области инспекции проявляют полное доверие к общественным организациям инвалидов. Так, по трем таким организациям контрольные мероприятия в полной мере не проводились, однако налоговики подтвердили право на освобождение от обложения НДС в общей сумме 1,6 млрд рублей (более 90% от общей суммы указанного освобождения, заявленного всеми налогоплательщиками Омской области). А в Республике Марий Эл без установления фактического наличия инвалидов и их трудоспособности, а также без исследования целей использования средств, полученных от предпринимательской деятельности, подтверждалось освобождение 17 общественных организаций инвалидов от обложения НДС на общую сумму 457,2 млн рублей.

Для целей исчисления НДС сравнительный анализ деклараций также важен. В частности, проверяющие нашли недочеты у своих коллег, сравнив следующие показатели: 

  •  – выручку по данным отчетности по НДС с бухгалтерскими показателями и сведениями из декларации по налогу на прибыль. В четырех регионах было выявлено 97 налогоплательщиков, общее расхождение по которым составило около 7,5 млрд рублей. Это касалось Амурской, Еврейской автономной областей, Республики Саха (Якутия) и Забайкальского края;
  •  – выручку от реализации ценных бумаг, указанную в отчетности по НДС и по налогу на прибыль. По 45 проверенным налогоплательщикам Амурской области и Республики Саха (Якутия) разночтения составили 110,5  млрд рублей. То есть в среднем по 2,5 млрд рублей на одного налогоплательщика. 

Конечно, без внимания не остались вычеты по НДС. В частности, инспекции Республики Хакасия, Омской, Брянской и Тверской областей, Хабаровского края и Санкт-Петербурга зачастую подтверждают заявленные налоговыми агентами вычеты по НДС при отсутствии начисленных либо уплаченных ими сумм налога в предыдущих налоговых периодах (ст. 173 НК РФ). А налоговые органы Свердловской области и Хабаровского края далеко не всегда требуют документы, подтверждающие факт оприходования ввезенной на таможенную территорию РФ продукции или факт оплаты сумм налога таможенному органу.

Судя по отчету, в некоторых регионах без особых проблем возмещают из бюджета НДС по экспортным операциям, даже при наличии признаков так называемых схем.

Самыми непритязательными в этом плане оказались налоговики Республики Марий Эл, которые не видят ничего подозрительного в одних и тех же учредителях, совпадении адресов регистрации организаций-экспортеров и проведении расчетов в одном банке. Местные налоговики могут возместить НДС без дополнительного контроля, даже если участники сделок в декларациях по налогу на прибыль отражают убытки. А такой факт как нахождение иностранного покупателя в офшорной зоне не вызывает вопросов и у налоговиков Дагестана.

Налоговые руководители считают, что инспекторы плохо ищут схемы ухода от ЕСН

Раздел по ЕСН, как ни странно, один из самых коротких. Как оказалось, неудовольствие ФНС России вызвало отсутствие интереса к выплате «серой» заработной платы. Например, в Свердловской, Нижегородской областях и Республике Марий Эл без пояснений допускаются случаи, когда индивидуальные предприниматели отчитываются о существенных доходах по форме № 3-НДФЛ, но вовсе не представляют декларации по ЕСН.

В Тверской области, где суммы ЕСН с выплат по гражданско-правовым договорам формируют от 23 до 99 процентов поступлений этого налога в федеральный бюджет, налоговики не исследуют вопросы о правомерности таких взаимоотношений. Соответственно не проверяют их на предмет наличия условий, характерных для трудовых соглашений.

Отметим, что отдельные налоговые инспекции Ставропольского края и Тверской области не видят ничего незаконного в услугах по предоставлению персонала.

Контролю по налогу на имущество мешают неполные базы данных

ФНС России призналась, что работа по обновлению баз данных имущественных объектов, находящихся в собственности юрлиц, оставляет желать лучшего. Так, например, в Самарской области не привлечены к уплате налога на имущество 382 организации, которые в совокупности владеют 992 объектами недвижимости.

При этом в информационную базу данных введены сведения об имуществе только по 10 процентам организаций, представивших декларации, что не позволило обеспечить качественный камеральный контроль.

В отдельных регионах компании применяют спецрежимы, не имея на это права

Инспекции некоторых субъектов РФ иногда подтверждают право на «упрощенку» налогоплательщикам, не отвечающим одному или нескольким условиям, установленным НК РФ. Например, тем, у кого доля юрлиц в уставном капитале превышает 25 процентов. Такими счастливчиками оказывались налогоплательщики из Амурской области, Республики Саха (Якутия), Забайкальского края и Еврейской автономной области.

В целом компании, которые по различным основаниям не имели права на этот спецрежим (по мнению ФНС России), в итоге не уплатили налоги в соответствии с общим режимом налогообложения в общей сумме 361,7 млн рублей. Заметим, если причиной недовольства налоговой службы стало несоблюдение лимитов по выручке, то здесь ФНС России может быть не права. Дело в том, что в постановлении от 12.05.09 № 12010/08 Президиум ВАС РФ признал обоснованным применение повышенных лимитов. Затем с этим согласились даже в ФНС России (письмо от 03.07.09 № ШС-22-3/539 @ – подробнее см. на стр. 9 этого номера).

В Забайкальском крае налоговики не выказывают интереса к «упрощенцам», отразившим доходы, близкие к ограничению, установленному пунктом 4 статьи 346.13 НК РФ, для права применения спецрежима. Там инспекторы не реагируют до тех пор, пока этот лимит не будет превышен.

В отдельных регионах инспекции оставляют без внимания и не привлекают к уплате ЕНВД налогоплательщиков, несмотря на наличие информации об осуществлении ими видов деятельности, подпадающих под данный режим налогообложения. Меньше всего об этом заботятся в Амурской области.

Также не обеспечивается контроль за исчислением и уплатой минимального налога. Кое-где инспекции уменьшают единый налог на суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не заботясь о наличии у заявителя такой возможности. Такие послабления особенно характерны для Курганской, Новосибирской и Ростовской областей, а также Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы