Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Способы налоговой экономии, которые изменятся из-за протокола с Кипром

3 июня 2009   4450  

Какая кипрская компания может быть признана российским налогоплательщиком
Как обойти ограничение по сделкам с недвижимостью
Как кипрские власти собираются содействовать сбору налогов

Чиновники финансовых ведомств Кипра и России 16 апреля 2009 года подписали протокол о внесении изменений в действующее соглашение между Россией и Кипром «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал» (далее – Соглашение). В распоряжении редакции «ПНП» сейчас имеется английский вариант подписанного протокола – официальный русский перевод документа на момент выхода статьи еще не был опубликован. Основные положения, за исключением двух, начнут действовать с момента ратификации протокола, но не ранее 2010 года. При этом сама ратификация планируется в течение 2009 года.

 

Безопаснее подготовиться к новым условиям уже сейчас. Ведь некоторые привычные способы налогового планирования с участием кипрских компаний скоро перестанут работать или претерпят существенные изменения.

Кипр будет раскрывать информацию о бенефициарах

Самое неприятное изменение заключается в том, что кипрские власти лишатся права отказать в предоставлении запрошенной российскими госорганами информации, даже если такие сведения прямо не относятся к вопросу исчисления налогов в России (п. 4 и 5 ст. 26 Соглашения в новой ред.). Кроме того, кипрские власти не могут отказать в предоставлении информации только лишь на том основании, что госорганы не располагают такими сведениями и для их получения нужно обращаться в коммерческую структуру (банк, адвокатскую контору и т. п.). Или потому что такая информация является коммерческой тайной третьего лица.

Это нововведение стало следствием ратификации Кипром Конвенции Совета Европы об отмывании, выявлении, изъя-тии, конфискации доходов от преступной деятельности и финансировании терроризма (ратифицирована 27.03.09), предусматривающей аналогичные нормы. Непосредственно перед этим (с 01.01.08) на Кипре вступил в силу закон «О предотвращении и пресечении деятельности по отмыванию денежных средств», на основании которого сведения о бенефициарах юридических лиц, фондов, трастов, зарегистрированных на Кипре, могут быть раскрыты государственным органам других стран.

Кроме того, на основании упомянутого закона кипрские адвокаты, отвечающие за регистрацию компаний на террито-рии этой страны, обязаны идентифицировать физлицо – конечного бенефициара компании. Даже если у нее появляется «надстройка» в виде офшорной организации. При невозможности установить такого выгодоприобретателя в регистрации компании на территории Кипра, скорее всего, будет отказано. На практике в офисе адвокатов будет храниться, как мини-мум, копия паспорта бенефициара. После ратификации протокола эта информация может быть раскрыта российским нало-говым или правоохранительным органам.

Последствия. На наш взгляд, обязанность Кипра предоставлять подобную информацию несет серьезный риск для российского бизнеса, особенно крупного. Однако подобное информирование вряд ли примет массовый характер. Как указал Виктор ПУШКИН, менеджер налоговой практики компании AGA Management Limited, статья «Обмен информацией» допускает раскрытие информации только в отношении конкретных операций и компаний на основании письменного запроса российских налоговых органов. А для такого запроса должны быть существенные основания.

В налогообложении дивидендов и процентов произошли небольшие негативные изменения

В новом протоколе отдельно оговорено, что определение процентов не включает штрафы за неисполнение обязательств, а также проценты, рассматриваемые в качестве дивидендов. Это уточнение, в частности, «закрывает» способ оптимизации, когда российская компания могла выплачивать кипрской помимо процентов по займу еще и штрафные санкции за нарушение своих обязательств по выплате этих процентов, не удерживая налога у источника. Российскому заемщику это позволяло избегать нормирования процентов по статье 269 НК РФ. Теперь же при выплате подобных штрафов необходимо будет удержать налог у источника по ставке 20 процентов (подп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ).

Кроме того, расширен перечень выплат, которые признаются дивидендами. Ранее такая переквалификация применялась только к процентам по контролируемой задолженности, превышающей норму капитализации (ст. 269 НК РФ). Теперь же дивидендами для целей Соглашения будут считаться проценты по депозитарным распискам, любые выплаты по паям фондов совместного инвестирования или аналогичных форм коллективного инвестирования, а также проценты по займам, дающим право участия в прибылях, и иные аналогичные проценты. Эти изменения сделают невозможным дальнейший перевод при-были российских компаний на Кипр под видом процентов по займам с использованием гибридных инструментов заимствования.

Ставки налога у источника при выплате дивидендов сохранились на прежнем уровне: 5 и 10 процентов в зависимости от суммы участия в капитале. Однако условия применения пониженной процентной ставки изменились. Напомним, ранее для получения права на ее использование сумма участия в дочерней компании должна была составлять не менее 100 тыс. долл. США (около 3,23 млн руб.). Теперь же этот предел составляет 100 тыс. евро (около 4,35 млн руб.).

Последствия. В отношении расширения определения процентов и дивидендов компаниям, которые использовали способы оптимизации с участием подобных выплат, придется их перестраивать. Что же касается права на пониженную ставку по дивидендам, то организациям со стоимостью доли меньше нового предела необходимо будет ее увеличить. Заметим, это можно сделать не только путем прямого вклада в уставный капитал, но и путем покупки акций или долей на вторичном рынке (письмо Минфина России от 29.12.05 № 03-08-05, постановление Федерального арбитражного суда Мос-ковского округа от 24.09.08 № КА-А40/9418-07). Например, у дружественной офшорной компании.

Налоговые преимущества постоянных представительств на Кипре будут ограничены

Протоколом предусмотрено введение в Соглашение новой статьи 29 «Ограничение преимуществ», которая позволяет от-казывать в налоговых льготах, предусмотренных Соглашением. Однако здесь же указано, что ее положения могут применяться исключительно к компаниям, учрежденным в третьих странах. То есть это новшество касается распространенной в последнее время ситуации, когда деятельность на Кипре осуществляется через постоянное представительство компаний, зарегистрированных в других юрисдикциях, например офшорных. К получению доходов таких представи-тельств от источников в России в настоящий момент применяется Соглашение между Россией и Кипром. Это давало возможность не регистрировать цепочки компаний для получения налоговых преимуществ, а, к примеру, работать через офшор под кипрской «вывеской».

Новым протоколом предусмотрен механизм, по которому постоянному представительству иностранной компании на Кипре может быть отказано в получении налоговых преимуществ по Соглашению с Россией. Это произойдет, если в результате консультаций между компетентными органами обеих стран будет установлено, что основной целью создания такого представительства являлась минимизация налогов.

Последствия. Чтобы не рисковать, бизнесменам придется регистрировать на Кипре отдельное юрлицо, через которое и бу-дут идти финансовые потоки. Но с учетом требования о раскрытии конечных бенефициаров это будет довольно неудобно.

Кипрская компания может быть признана российским налогоплательщиком

В настоящий момент резидентность компании для целей Соглашения определяется по местонахождению органа эффектив-ного управления. Протокол вводит новый пункт 4 в статью 4 Соглашения «Резидент». В нем сказано, что, если место эффективного управления компании не может быть достоверно определено по регистрационным данным, компетентные органы договаривающихся государств должны предпринять необходимые меры для выяснения такого места. Информация для принятия такого решения может быть получена, к примеру, путем консультаций между компетентными органами Кипра и РФ.

Заметим, аналогичная норма отдельно прописана в протоколе в отношении международных перевозчиков. В частности, протокол вносит изменения в статью 8 Соглашения, устанавливая, что доходы от подобной деятельности будут облагаться налогом там, где расположено место реального, а не номинального управления такой компании. То есть теперь многие транспортные компании, имеющие операционную компанию на Кипре и осуществляющие такую деятельность на территории России, будут вынуждены уплачивать налог на прибыль, удерживаемый у источника выплаты по ставке 20 процентов. Однако для этого российским налоговым органам придется доказать, что именно в России принимаются управленческие решения.

Последствия. Данное положение теоретически дает российским налоговым органам возможность признать кипрскую компанию налоговым резидентом России, если такая компания контролируется и реально управляется бенефициаром – налоговым рези-дентом РФ. То есть новые положения этой статьи находятся в тесной взаимосвязи с возможностью раскрытия информации о конечных бенефициарах.

О такой перспективе косвенно свидетельствуют и принятые Минфином России «Основные направления налоговой поли-тики на 2009?–2011 годы». Этот документ, в частности, содержит планы введения в НК РФ положения о контролируемых иностранных компаниях. В совокупности это позволит налоговикам изменять резидентность кипрских компаний и доначис-лять налоги их российским бенефициарам.

Затруднено налоговое планирование с помощью инвестиционных фондов

Новая редакция статьи 6 Соглашения «Доходы от недвижимого имущества» предусматривает распространение ее положений на доходы фондов взаимного участия, инвестирующих исключительно в недвижимое имущество. Это станет серьезным препятствием для использования в налоговом планировании закрытых паевых инвестиционных фондов (далее – ПИФов) недвижимости в связке с кипрской компанией.

Сейчас такая связка является одним из самых дорогостоящих, но в то же время и самых эффективных инструментов планирования. Механизм его использования таков: недвижимость переводится на кипрскую организацию, которая передает ее в доверительное управление российской управляющей компании. Взамен резидент Кипра получает инвестиционные паи, дающие право на участие в прибыли. Так как ПИФ не является юридическим лицом, налогообложению подлежит лишь прибыль, распределенная пайщикам.

В данный момент инвестиционный доход, выплаченный российским ПИФом кипрскому пайщику, облагается налогом исключительно на территории Кипра в составе прочих доходов (ст. 22 Соглашения), а на практике может освобождаться от налога и там. Дело в том, что термин «дивиденды» к подобным доходам сейчас неприменим, так как, согласно статье 10 Со-глашения, под дивидендами подразумеваются доходы от корпоративных прав, не являющихся долговыми требованиями (как уже упоминалось, в новом протоколе исправлено это упущение). А по российскому законодательству ПИФ не является юри-дическим лицом – то есть отсутствует признак корпоративности. Также эти доходы нельзя квалифицировать как доходы от недвижимости, так как кипрская компания получает доходы от инвестирования в фонд, а не непосредственно от имущества.

На уровне Кипра доход резидента этой страны от инвестиционного фонда в большинстве случаев рассматривается в качестве дивидендов (выплата промежуточного дохода или погашение пая) или доходов от реализации ценных бумаг (продажа пая). А эти виды дохода в рассматриваемой юрисдикции либо полностью освобождены от налогообложения, либо сумма налога может быть существенно оптимизирована иным способом.

С момента ратификации нового протокола все изменится. При выплате пайщикам?-?киприотам дохода от деятельности закрытого ПИФа недвижимости в России будет удерживаться налог у источника по ставке 20 процентов (п. 1 ст. 6 Соглашения в новой ред.). А если фонд инвестирует не только в недвижимость (к примеру, фонд прямых инвестиций), промежуточные выплаты пайщикам и погашение паев будет квалифицироваться в качестве выплаты дивидендов, облагаемых в России налогом у источника выплаты по ставке 10 процентов. Причем пока еще не ясен вопрос о возможности применить к этим доходам пониженную ставку налога у источника на дивиденды в размере 5 процентов. Ведь к ПИФу неприменимо понятие вложения в капитал, которое дает право на пониженную ставку (подп. а п. 2 ст. 10 Соглашения). Ведь у фонда нет ус-тавного капитала.

И только при реализации пая резидентом Кипра третьему лицу налог у источника удерживаться по-прежнему не будет. Так как доход от реализации ценных бумаг налогом у источника в России не облагается, если кипрская компания не имеет постоянного представительства в нашей стране (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Последствия. Такие поправки приведут к постепенному отказу от использования ПИФов в связке именно с Кипром. По мнению Романа ОМЕЛЬЯНЧУКА, финансового консультанта, это заставит многих российских налогоплательщиков, которые не захотят менять юрисдикцию, использовать юридические лица в качестве замены фонду.

Сделана попытка воспрепятствовать оптимизации налогообложения при продаже российской недвижимости

Одно из неприятных нововведений содержится в новом пункте 4 к статье 13 Соглашения, который пытается прикрыть вариант оптимизации налогообложения при продаже недвижимости под видом реализации долей и акций российских компаний. Но попытка не очень удалась. Кстати, это положение протокола начнет действовать только через 4 года после ратификации, но не ранее 2014 года.

Сейчас, чтобы сэкономить на налогах при продаже недвижимости, поступают так. На баланс специально созданной или реорганизованной российской организации передается актив, планируемый к продаже. После чего доли этого юрлица по ос-таточной стоимости актива приобретает дружественная кипрская компания. Затем она продает долю конечному покупателю недвижимости по рыночной стоимости. Согласно текущей редакции пункта 4 статьи 13 Соглашения, данный вид дохода об-лагается налогами только в государстве, где осуществляет свою деятельность продавец. В нашем случае – на Кипре, где они освобождены от налогообложения. Следовательно, такой способ позволяет избежать уплаты НДС с реализации недвижимости, а также налога на прибыль.

Из положений нового протокола следует, что доходы от продажи кипрской компанией акций или долей российских об-ществ, более 50 процентов активов которых состоят из российской недвижимости, будут облагаться в России. При этом налог у источника будет исчисляться по ставке 20 процентов (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ). Эта норма не касается только доходов от отчуждения акций, котирующихся на признанных фондовых биржах.

Последствия. Вероятно, новое положение будет действовать только применительно к реализации указанных акций или долей кипрской компанией российскому покупателю. Если же одна кипрская компания продает долю другой иностранной компа-нии, не имеющей в России постоянного представительства, российского налога у источника не будет. Это дает шанс сохранить подобный способ оптимизации, введя одно дополнительное звено в цепочку перепродавцов.

Виктор Пушкин указал, что применение новой нормы на практике пока сомнительно. «Кроме того, указанная норма не распространяется на ситуацию, когда продаются акции или доли компании, которая владеет компанией – учредителем юрли-ца, на балансе которого находится недвижимость», – подчеркивает Виктор Пушкин.

Кипрские власти окажут помощь в сборе налогов

В настоящий момент в ответ на просьбу о содействии в сборе налогов у властей Кипра есть возможность сослаться на отсут-ствие прописанного механизма такого содействия и отсутствие правовых норм во внутреннем законодательстве Кипра. Исправить этот недостаток призваны изменения в статью 27 Соглашения «Помощь в сборе налогов». Протокол расширяет ее, прописывая подобную процедуру. Впрочем, даже срок вступления этих изменений в действие пока не известен. В протоколе лишь указано, что датой вступления в силу изменений в статью 27 Соглашения считается момент приведения правовой базы Кипра в соответствие. Но, видимо, срок такого приведения в соответствие должен быть разумным.

Итак, по утвержденному в протоколе механизму кипрские власти обязаны содействовать в исполнении налоговых требований России по сбору неуплаченных налогов. Однако такое взыскание должно осуществляться в соответствии с внутренним законодательством страны, которой поступил такой запрос. На практике это может вылиться в арест банковских счетов кипрской компании, находящихся в кипрском банке и пр. Также оговаривается, что такое требование имеет бессрочный характер и рассматривается с равным приоритетом, как если бы это было внутреннее налоговое требование. Негативным явля-ется также пункт, по которому судебные разбирательства в отношении налогового требования одного государства не могут проводиться в судах или административных органах другого государства.

Последствия. Новый пункт 8 статьи 27 Соглашения все?-?таки оставляет кипрским властям лазейки для отказа в содействии сбору налогов. К примеру, отказ возможен, если другое государство не осуществило все требующиеся разумные меры для сбора или принятия обеспечительных мер, доступные по его законодательству или административной практике. Как эти механизмы будут работать на практике, пока неизвестно. Однако сама тенденция довольно неприятна.

В итоге, с учетом положений об обмене и раскрытии информации, уже сейчас можно предположить, что использование кипрских компаний на территории РФ сузится. Впрочем, Кипр останется незаменимой юрисдикцией для международного налогового планирования вне пределов России, так как обладает уникальными налоговыми преимуществами. Для российского бизнеса повысится привлекательность альтернативных европейских юрисдикций с похожими налоговыми и корпоративными преимуществами. Например, Нидерландов, Великобритании, Люксембурга, Швейцарии.

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы