Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Решением суда лимит выручки для «упрощенки» вырос до 58 млн рублей

3 июня 2009   4140  

Какой лимит выручки по «упрощенке» действует на текущий момент
Можно ли взыскать упущенную выгоду из-за отказа инспекции в применении спецрежима

При расчете предельного размера доходов в целях применения «упрощенки» необходимо учитывать как коэффициент-дефлятор на текущий год, так и коэффициенты, применявшиеся ранее. К такому выгодному для налогоплательщиков выводу пришел Президиум Высшего арбитражного суда в постановлении от 12.05.09 № 12010/08 (на момент выхода номера еще не опубликовано). Это решение не только открывает новые возможности для налогового планирования, но и позволяет компаниям вернуть или зачесть излишне уплаченные суммы налогов. Ведь налоговая нагрузка при «упрощенке» явно меньше, чем при общем режиме.

РАЗНИЦА В ПОДХОДАХ ВАС РФ И МИНФИНА ЗНАЧИТЕЛЬНА

Споры о том, надо ли умножать предельную величину доходов только на коэффициент-дефлятор за текущий год или на коэффициенты за все предыдущие годы, идут давно. По пункту 2 статьи 346.12 НК РФ, предельные величины дохода для перехода на этот спецрежим (15 млн руб.) и для возможности его дальнейшего применения (20 млн руб.) индексируются на коэффициент-дефлятор, который ежегодно устанавливает Минэкономразвития, а также на коэффициенты-дефляторы, которые применялись ранее.

Минфин России не раз заявлял, что для расчета предельного дохода сумму, зафиксированную в Налоговом кодексе, надо умножать на один коэффициент, установленный на конкретный год (письма от 31.12.08 № 03-11-04/2/207 и от 08.12.06 № 03-11-02/272). Чиновники объясняют это тем, что Минэкономразвития утверждает коэффициент-дефлятор уже с учетом ранее действовавших коэффициентов.

Однако судьи ВАС РФ в определении № 12010/08 поддержали более выгодный для налогоплательщиков вариант. Они обратили внимание на то, что из приказа Минэкономразвития от 03.11.06 № 360, которым был установлен коэффициент-дефлятор на 2007 год, не следует, что он определен уже с учетом применявшегося ранее коэффициента.

Президиум ВАС РФ запросил Минэкономразвития и получил ответ, что, действительно, опубликованный показатель на 2007 год уже учитывает коэффициент на 2006 год. Однако суд решил, что налогоплательщики не обязаны каждый раз на-правлять запрос в министерство, чтобы узнать, рассчитан ли этот коэффициент с учетом прежних показателей или нет. А раз так, то для определения лимитов по «упрощенке» нужно перемножать все коэффициенты, как это прямо сказано в НК РФ.

Таким образом, предельный размер дохода компании на «упрощенке» в 2009 году может составить 57,904 млн руб. (20 000 000 руб. 5 1,132 5 1,241 5

5 1,34 5 1,538). А перейти на «упрощенку» с 1 января 2010 года смогут те налого¬плательщики, чей доход за 9 месяцев 2009 года не превысит 43,428 млн руб. (15 000 000 руб. 5 1,132 5 1,241 5 1,34 5

5 1,538) (см. таблицу 1 на стр. 42).

Выгода позиции Президиума ВАС РФ очевидна для тех компаний, которые применяют «упрощенку» в 2009 году или планируют перейти на нее с 2010 года (правда, с 2010 года и так ожидается повышение лимитов по «упрощенке», как раз почти до пределов, которые вышли по решению ВАС РФ: 45 тыс. за десять месяцев – для перехода, 60 тыс. – в течение года).

Но попробуем разобраться, может ли решение ВАС РФ принести пользу и тем компаниям, которые ранее получили отказ в переходе на «упрощенку» или потеряли право на применение этого спецрежима из-за превышения лимита.

ВОЗМОЖНОСТЬ ПОТРЕБОВАТЬ ВОЗМЕСТИТЬ УБЫТКИ ЕСТЬ ЛИШЬ В ТЕОРИИ

Если в 2007 или 2008 году компания столкнулась с отказом налоговиков в применении «упрощенки» в связи с превышением лимита доходов за 9 месяцев, но на самом деле он превышен не был, то теоретически компания может потребовать с инспекции возмещения убытков. Ведь согласно статье 1069 ГКРФ, вред, причиненный юрлицу в результате незаконных действий госорганов, подлежит возмещению. Аналогичное требование закреплено в статье 35 НК РФ.

Убытками в данном случае будет являться разница в налоговой нагрузке на компанию, применяющую «упрощенку», по сравнению с налогами по общей системе. При этом никаких уточненных деклараций компания не подает и не оспаривает, что фактически она находилась на общем режиме. По сути, убытками будет упущенная выгода.

Однако здесь есть два препятствия. Во-первых, применение «упрощенки» носит уведомительный, а не разрешительный характер (ст. 346.13 НК РФ), поэтому вряд ли компании удастся доказать, что отказ инспекции привел к убыткам. Ведь она формально все равно имела право применять спецрежим.

Во-вторых, из анализа арбитражной практики по вопросу возмещения убытков по статье 35 НК РФ следует, что решения в пользу налогоплательщиков выносятся очень редко. Чаще всего дело заканчивается тем, что судьи указывают на недоказанность как размера убытков, так и их связи с принятием налоговым органом противоправного решения (определе-ние ВАС РФ от 21.02.08 № 1768/08, постановления федеральных арбитражных судов Московского от 25.08.08 № КА-А40/7694-08, Северо-Кавказского от 29.04.09 № А53-11355/2008-С3-38 округов).

КОМПАНИИ МОГУТ ПОТРЕБОВАТЬ ВЕРНУТЬ НАЛОГИ

Возможен и такой подход. Раз переход на спецрежим носит уведомительный характер, то компания, подав заявление, факти-чески получила право на его применение. Если в спорные периоды она фактически не превысила лимиты, рассчитанные ис-ходя из позиции Президиума ВАС РФ, значит, она ошибочно применяла общий режим налогообложения. И теперь она может исправить ошибку, подав уточненные декларации в инспекцию.

Еще более оправдан пересчет налогов компаниями, которые в течение 2007–2009 годов ошибочно потеряли право на применение «упрощенки». Конечно, налоговики будут сопротивляться. Но суд, скорее всего, поддержит компанию. На наш взгляд, эта ситуация касается многих, так как разница в годовом лимите выручки была очень существенна.

Итак, компаниям нужно представить отчетность по единому налогу по «упрощенке», а также подать уточненные декларации по налогам на прибыль, ЕСН, НДС, на имущество за все прошедшие с того времени налоговые периоды.

Однако здесь необходимо учесть ряд моментов. Дело в том, что компания, даже рассматривая себя в качестве «упрощенца», не может избавиться от обязанности уплачивать НДС, выставленный покупателям. Она должна перечислить его в бюджет (подп. 1 п. 5 ст. 173 НК РФ). При этом права на вычет у компании на спецрежиме не возникает. Ведь компания на «упрощенке» плательщиком НДС не является (письма ФНС России от 06.05.08 № 03-1-03/1925 и Минфина от 23.03.07 № 03-07-11/68). Таким образом НДС, выставленный покупателям, вернуть из бюджета нельзя, а вот вычеты по этому налогу придется восстановить.

Кроме того, возможна еще одна неприятная ситуация: чиновники Минфина России требуют, чтобы суммы НДС, выставленные «упрощенцем» покупателям, включались в базу по единому налогу (письмо от 14.04.08 № 03-11-02/46). Однако суды считают, что эти суммы доходом не являются, а значит, оснований для их обложения единым налогом не имеется (к примеру, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.11.07 № Ф09-9123/07-С3).

Впрочем, компания может и учесть НДС в доходах, но при условии, что суммы уплаченного налога можно будет учесть в расходах (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Однако такой вариант Минфин также не устраивает (письмо от 13.03.08 № 03-11-04/2/51). Чиновники считают, что включить уплаченный в бюджет НДС в расходы нельзя.

Заметим, при подаче «уточненок» компания может подать заявление о зачете переплаты по налогу на прибыль и ЕСН в счет уплаты единого налога и НДС (в части восстановленных вычетов). Дело в том, что с 2008 года налоги зачитываются по видам: федеральные с федеральными и т. д. (п. 1 ст. 78 НК РФ). Налог на прибыль, ЕСН и НДС являются федеральными (ст. 13 НК РФ), так же как и единый налог (п. 7 ст. 12 НК РФ). Единственно, только налог на имущество не получится за-честь, так как он относится к региональным налогам (ст. 14 НК РФ). Таким образом, при подаче уточненных деклараций компании вряд ли нужно будет доплачивать что-либо «живыми» деньгами.

РАЗМЕР НАЛОГОВОЙ ЭКОНОМИИ ЗАВИСИТ ОТ КОНКРЕТНОЙ СИТУАЦИИ

Из-за нюанса с выставленным НДС возможность для компании получить налоговую выгоду от решения Президиума ВАС РФ зависит от конкретных условий. Очевидно, что раз налоги за прежние периоды уже уплачены компанией полностью и в срок, то штрафы компании не грозят, даже если она проиграет процесс. Главное, чтобы на момент подачи уточненных деклараций переплаты хватило на уплату и налогов, и пеней (п. 4 ст. 81 НК РФ). Поэтому есть смысл рассчитать свои обязательства наиболее выгодным способом и обратиться в суд.

Приведем пример такого расчета. Предположим, компания желает оспорить невозможность применения ею «упрощенки» в период с IV квартала 2007 года по I квартал 2009 года. Она имеет следующие экономические показатели (см. таблицу 2). По мнению налоговиков, компания потеряла право применять «упрощенку» с IV квартала 2007 года. Налогоплательщику пришлось начиная с этого квартала и вплоть до сего времени применять общий режим налогообложения. В частности, компания вы-ставляла покупателям счета-фактуры, уплачивала НДС и налог на прибыль.

Однако после опубликования постановления Президиума ВАС РФ № 12010/08 руководство компании решило, что Нало-говый кодекс все это время допускал применение организацией «упрощенки» (рассчитаем два варианта: «упрощенка» с ба-зой «доходы» и «доходы минус расходы» – см. таблицу 3).

Таким образом, если компания до вынужденного перехода на общий режим применяла упрощенную систему налогообложе-ния с базой «доходы», она может сэкономить около полутора миллионов рублей (120 692 + 1 037 614 + 355 322). Также выгодно пересчитать налоги и для бывших «упрощенцев» с базой «доходы минус расходы». Однако все зависит от показателей реальной хозяйственной деятельности компании. Возможно, при каких-то условиях пересчитывать налоги будет невыгодно или экономия будет мизерной.

Но даже в последнем случае у компании есть смысл спорить с налоговиками. Ведь если компания имела право применять спецрежим до сих пор, то она без подачи какого-либо заявления может вернуться на него в этом году. Если же налогоплательщик не оспорит действия налоговиков, то он сможет перейти на упрощенную систему налогообложения только с 1 января 2010 года. Конечно, если на тот момент будет соответствовать лимитам, рассчитанным исходя из позиции Президиума ВАС РФ.

Налогоплательщики не обязаны направлять

запрос, чтобы узнать, рассчитан ли коэффициент с учетом прежних показателей или нет

ТАБЛИЦА 1. Расчет лимитов выручки для целей «упрощенки»

ТАБЛИЦА 2. Исходные данные для расчета

ТАБЛИЦА 3. Расчет налоговой экономии, которую можно получить от подачи уточненных деклараций

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы