Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Как предписано проверять «мигрирующие» компании

30 апреля 2009   2939  

Какие сроки ФНС России установила для снятия-постановки на учет • В каких случаях прежняя инспекция будет затягивать переезд • Чего ждать от налоговиков на новом месте регистрации

Налоговикам давно и хорошо известен такой способ ухода от уплаты налогов, как перерегистрация компании в другой налоговой или вовсе другом регионе (см. врезку на стр. 74). Сами налоговики признают, что зачастую оказываются бессильны против подобных манипуляций налогоплательщиков. Однако руководство налоговой службы не оставляет попыток затруднить компаниям «смену прописки». В этой своей борьбе инспекторы руководствуются специальной методичкой, которую разработала ФНС России.

 

Алгоритм действий инспекторов при перерегистрации компании

В методических указаниях подчеркнуто, что перерегистрацию налогоплательщика в связи с изменением местонахождения налоговики осуществляют в соответствии с положениями статьи 84 Налогового кодекса. Фактически же в этой статье нет никакой конкретики. Прописано только, что снятие с учета осуществляется на основании данных ЕГРЮЛ, а постановка – на основании документов, полученных от прежней инспекции. Причем сделано это должно быть в течение пяти рабочих дней с момента подачи документов на госрегистрацию (п. 3 ст. 18, п. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.01 № 129-ФЗ).

Федеральная налоговая служба в своей методичке для инспекторов зафиксировала более подробный алгоритм работы. В частности, там сказано, что прежняя инспекция не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ, должна снять компанию с учета и направить о ней сведения в новую ИФНС. Новая инспекция ставит на учет организацию не позднее рабочего дня, следующего за днем получения выписки из ЕГРЮЛ и файла выгрузки из Единого государственного реестра налогоплательщиков от прежней ИФНС. При этом ИНН компании не изменяется.

Кроме того, как сказано в методичке, при переходе из одной налоговой инспекции в другую организация обязана пройти сверку расчетов с бюджетом и государственными внебюджетными фондами на дату снятия с учета (хотя в НК РФ об этом ничего не сказано). Для этого инспекторы должны пригласить налогоплательщика в ИФНС уведомлением с указанием даты проведения сверки. По результатам такой процедуры оформляется акт. Если представитель налогоплательщика не явился для участия в сверке, акт подписывает представитель ИФНС в одностороннем порядке.

Далее в течение трех рабочих дней со дня снятия организации с учета прежняя налоговая направляет в новую инспекцию документы, связанные с регистрацией, вместе с сопроводительным письмом и актом сверки расчетов. Остальные бумаги, например сведения о предыдущих проверках, судебных спорах и т. д. отделы камеральных и выездных проверок, отдел урегулирования задолженности, отдел учета и отчетности, отдел финансового и общего обеспечения отправляют не позднее 30 дней со дня снятия с учета.

Из-за чего передача дела налогоплательщика может затянуться

Как нам пояснили сами инспекторы, независимо от передачи дел, компания будет поставлена на налоговый учет в новой инспекции в течение пяти рабочих дней после подачи документов. Передача дел может затянуться, но это никак не повлияет на налогоплательщика. Основная причина задержки передачи, которую называют инспекторы, банальна – нехватка времени. Инспекторы не успевают проводить сверки, а что уж говорить о полной передаче всех документов. Очень часто документы не по одному разу «ходят» между инспекциями в целях доработки.

Помимо простой задержки в методичке описаны еще две причины более поздней передачи дел.

Если компании грозит проверка. Если налогоплательщик принял решение об изменении местонахождения, а налоговая проверка уже назначена, проводится, но не завершена до внесения записи в ЕГРЮЛ, решение по результатам такой проверки выносит налоговый орган, принявший решение о проведении выездной налоговой проверки. То есть прежняя налоговая инспекция. Таким образом, в ФНС России допускают, что дело компании не будет передано в инспекцию по новому местонахождению до тех пор, пока не закончится налоговая проверка.

Кроме того, существует вероятность, что сразу же после подачи компанией заявления об изменении юридического адреса может быть назначена выездная проверка. Такое возможно, если у инспекции уже собран «компромат» на компанию. Дело в том, что ФНС предписывает, чтобы отдел регистрации, получивший заявление об изменении адреса, в тот же день известил об этом все заинтересованные отделы для учета этого нюанса в рамках своей компетенции. Среди заинтересованных ФНС называет отделы работы с налогоплательщиками, ввода и обработки данных, камеральных проверок, выездных налоговых проверок, урегулирования задолженности, учета и отчетности и отдел оперативного контроля.

Если с компанией ведется судебный спор. Аналогичный порядок передачи дел предусматривает методичка и при переезде компании, в отношении которой налоговиками подан иск в арбитражный суд. Чиновники ФНС России считают, что и в этом случае все документы должны быть переданы в новую инспекцию лишь после завершения рассмотрения дела судом. При этом новая ИФНС может участвовать в рассмотрении этого дела в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора (ст. 51 АПК РФ).

Заметим, методические указания ФНС содержат и выгодное для налогоплательщиков положение: «налоговый орган обязан произвести все расчеты с налогоплательщиком по поданным заявлениям до изменения места учета налогоплательщика». То есть, если у компании имеется переплата по налогам или подана декларация по НДС с суммой к возмещению из бюджета, решение по этим заявлениям должен принять прежний налоговый орган. Учитывая сжатые сроки, предусмотренные самой методичкой для передачи дел от одной инспекции к другой, переезд может ускорить принятие такого решения.

Борьба с «блуждающими» компаниями не очень успешна

Отдельной главы в методических указаниях удостоились компании, которые постоянно меняют место своей регистрации – «переезжают» из региона в регион. ФНС подчеркивает, что неоднократное изменение местонахождения компании в течение одного года сильно затрудняет налоговый контроль и может свидетельствовать о недобросовестности налогоплательщика. Однако никаких особых мер борьбы с такими компаниями методичка не предлагает – даются лишь указания, что делать в том случае, если новая инспекция еще не получила всех документов по налогоплательщику с прежнего места его регистрации, но уже извещена о том, что организация снова переезжает (в ведение третьей инспекции).

В этом случае чиновники ФНС России не планируют препятствовать компании сниматься с учета, однако вторая инспекция должна проинформировать третью инспекцию о том, что у нее отсутствуют документы о деятельности налогоплательщика. И «перевести стрелки» на первую. То есть исключить себя из цепочки передачи документов — соединить напрямую инспекции первую и третью.

Если инспекции будут поступать именно так, то это может открыть новые возможности по уходу от уплаты налогов. К примеру, если задержка в передаче документов от первой инспекции ко второй составляла несколько месяцев, то если компания еще раз переедет, то за этот промежуточный период контроль будет минимальный. Раз документы будут отправлены напрямую из первой инспекции в третью, то вторая ИФНС вряд ли будет усердствовать по уже чужой компании.

Сотрудники опрошенных нами инспекций склоняются к тому, что в подобной ситуации они все равно будут передавать документы только во вторую инспекцию. Оснований для передачи в третью инспекцию, даже если компания уже там зарегистрирована, у них нет. Лишь в одной из инспекций не исключили, что дело может быть передано помимо второй инспекции напрямую третьей. Кроме того, бывает, что вторая инспекция, получив дело уже переехавшего налогоплательщика, отправляет его обратно в первую ИФНС с пояснением, что такой компании у них не числится.

Причину «миграции» должны изучать на новом месте

Что может ожидать компанию по новому месту налогового учета? Как следует из методички ФНС, отдел регистрации должен передать в новый налоговый орган справку о причинах миграции компании. Отделу, занимающемуся предпроверочным анализом, вменяется в обязанность сопоставить указанные самой компанией причины переезда с реальностью. А также проанализировать, подпадает ли «мигрант» под признаки недобросовестных компаний, перечисленные в прежних внутренних документах ФНС. Если будут выявлены иные подозрительные признаки (не только «миграция»), то компанию рекомендовано включить в план выездных налоговых проверок.

А в целом создается впечатление, что чиновники в ФНС России по-прежнему не могут найти средств, чтобы пресечь применение схемы ухода от налогов при помощи миграции компании в другой регион.

 

детально

 

Как «миграция» используется для налоговой оптимизации

Переезд в другой регион используется налогоплательщиками, прежде всего, чтобы затруднить налоговикам проверку компании. После регистрации в новой инспекции компания сможет спокойно работать еще некоторое время, пока из предыдущей инспекции не поступит ее личное дело. Лишь после этого местные инспекторы смогут предпринять какие-то шаги по налоговому контролю.

Однако передача всех материалов из одной инспекции в другую (особенно если их разделяет большое расстояние) зачастую занимает несколько месяцев. А за это время компания может переехать еще раз. По свидетельству московских налоговиков, существует множество компаний, чуть ли не ежемесячно перерегистрирующихся из Москвы в Московскую область и обратно. Инспекторы просто не успевают за их перемещениями. Естественно, при этом все переезды проходят лишь на бумаге.

Кроме того, изменение юридического адреса на иной регион используется как один из этапов ликвидации организации. При этом компания не просто изменяет место регистрации, она еще проводит реорганизацию с иной организацией из этого региона, то есть меняет не только адрес, но и учредителей, и администрацию. Есть даже компании, которые оказывают услуги по избавлению от «проблемной» компании с помощью слияния и миграции в очень отдаленные регионы. В частности, когда мы обратились в подобные агентства, нам было предложено перевести компанию после слияния на Камчатку, в Магадан и Владивосток. Стоимость этих услуг варьируется от 60 до 110 тыс. руб., а срок осуществления всей цепочки операций – до четырех месяцев.

После такой миграции все первичные документы о прошлой деятельности оказываются «утерянными». В этом случае у местных налоговиков практически нет шансов проверить деятельность компании за прошлые периоды.

 

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы