Журнал о том, как безопасно сэкономить на налогах

Противостояние офшорам и налоговое планирование

1 декабря 2007   3577  

Какие меры предпринимают развитые страны для борьбы с офшорами
Какие контрольные мероприятия следует учитывать российским компаниям
Как указания ОЭСР и ФАТФ могут сказаться на налоговом планировании

За несколько последних лет многим офшорным юрисдикциям пришлось радикально пересмотреть свое законодательство в свете рекомендаций международных организаций, противодействующих отмыванию денежных средств. Основными результатами такой ревизии стало ужесточение банковского регулирования, повышение прозрачности корпоративных структур и межгосударственный обмен налоговой информацией.

 

Изменения отражаются на привлекательности офшорных зон. Исчезает возможность вести деятельность в офшорах в рамках прежних схем. Количество офшоров сокращается, часть из них уже сейчас перестают быть таковыми. Некоторые юрисдикции находятся в «черных списках» международных организаций, что делает регистрацию компаний на их территории малопривлекательной. В то же время часть офшорных государств прилагают усилия, чтобы приспособиться к новым условиям и изменить собственное законодательство в соответствии с требованиями международного сообщества.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Эдуард КУЧЕРОВ, руководитель департамента налогов и права «Бейкер Тилли Русаудит»:

 

- В связи с антиофшорным реформированием законодательства часто упоминается Кипр. Говорится о том, что эта страна перестала быть офшором и стала членом ЕС. Да, это так. Но с другой стороны, операции с ценными бумагами как были освобождены от налогообложения на Кипре, так и остались. Поэтому кипрские компании по-прежнему активно используются при совершении операций с ценными бумагами. При этом требования ФАТФ и ОЭСР оказываются выполненными.

В связи с этим разберемся, каковы сейчас основные тенденции антиофшорной кампании, проводимой развитыми странами в отношении низконалоговых и безналоговых (офшорных) территорий, какие институты задействованы в этой кампании. И какие требования предъявляются этими институтами к финансовым и налоговым системам развитых государств, в том числе и России.

 

АНТИОФШОРНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ

В настоящий момент можно выделить два основных направления политики развитых государств в отношении офшорных территорий:

-борьба с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма;

-борьба с нечестной (вредоносной) налоговой конкуренцией.

Казалось бы, борьба с отмыванием криминальных капиталов - благое намерение, лишь косвенно связанное с налогообложением. Тогда как борьба с вредоносной налоговой конкуренцией связана с налоговым планированием напрямую. Но на самом деле на налоговое планирование влияют оба указанных направления. Меры, предпринимаемые развитыми странами в их рамках, привели к тому, что многие офшорные схемы снижения налогового бремени устарели. Кроме того, усилилось давление на международные холдинги, перераспределяющие денежные средства между компаниями - резидентами нескольких государств.

Россия заключила несколько десятков договоров об избежании двойного налогообложения. Все эти договоры разрабатываются и подписываются на базе Единой конвенции экономического сотрудничества ООН, согласно которой за пределами соглашений должны оставаться косвенные налоги (НДС, оборотные налоги, таможенные акцизы и сборы). Речь, как правило, идет только о налогообложении пассивных доходов (проценты, дивиденды, доходы от движимого и недвижимого имущества, постоянного представительства).

Кроме того, Банк России (на уровне инструкций, рекомендаций, писем) установил фактически обязательное для исполнения коммерческими банками усиление контроля над операциями покупки физическими лицами ценных бумаг и иностранной валюты. А также за операциями, проводимыми кредитными организациями.

МНЕНИЕ ПРАКТИКА

 

Илья АНТОНЕНКО, финансовый директор группы лизинговых компаний «Северная Венеция» (Санкт-Петербург), ведущий эксперт «Национальной консалтинговой компании»:

 

- Под давлением ФАТФ в России ряд отраслей экономики стал жестко контролироваться национальным контрольным органом-Федеральной службой по финансовому мониторингу*. В настоящее время компании, работающие в банковской сфере, занимающиеся лизингом, игорным бизнесом, ценными бумагами, обязаны встать на учет в ФСФМ, согласовать правила внутреннего контроля, назначить ответственное лицо за ведение специального учета, идентифицировать клиентов (в том числе их выгодоприобретателей), а такжедокументально фиксировать и уведомлять Росфинмониторинг о совершении ряда операций.

 

Как показывает практика, если проверяется компания, подлежащая учету в ФСФМ, ей практически гарантируется штраф по статье 15.27 КоАП. При этом суд не освободит от штрафа по причине малозначительности правонарушения (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.03.06 № А05-15374/2005-18). Единственная надежда провинившегося - истечение годичного срока привлечения к ответственности с момента правонарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.04.07 № А57-1343АД/ 06-9). На моей памяти максимальный штраф, который ФСФМ взыскала с компании, составил 250 тыс. руб.

КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Существует целый ряд международных организаций, деятельность которых направлена на борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, а также с вредоносной налоговой конкуренцией. Наиболее авторитетными из них являются: ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering, FATF) и ОЭСР (Organization for Economic Co-operation and Develop-ment, OESD).

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Виталий АБРАМОВ, заместитель директора департамента международного корпоративного и налогового права «Русский Инвестиционный Клуб Консалтинг»:

 

- В качестве примера международной координации мер по борьбе с вредоносной налоговой конкуренцией можно отметить Директиву ЕС о налогообложении сбережений 2005 года. Ее целью является в первую очередь контроль за налогообложением доходов граждан ЕС, получаемых через банковские счета в любых государствах ЕС. В рамках Директивы функционируют две системы на выбор стран-участниц: «обмена информацией» и «удержания налога».

 

Система «обмена информацией» подразумевает, что налоговый орган в стране проживания налогоплательщика автоматически получает от обслуживающего банка в другом государстве ЕС информацию о выплачиваемых резиденту этого государства доходах. Эту систему приняли большинство стран ЕС.

Под системой «удержания налога» понимается автоматический вычет налога из доходов, выплачиваемых банком в пользу гражданина ЕС (ставка такого налога составляет 20% в 2007 году и возрастет до 35% к 2011 году). Такую систему приняли у себя Австрия, Бельгия, Люксембург, Швейцария и офшорные финансовые центры Джерси, Гернси и остров Мен.

ОЭСР: БОРЬБА С ВРЕДОНОСНОЙ НАЛОГОВОЙ КОНКУРЕНЦИЕЙ

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана ведущими странами Европы и США. Эта межправительственная организация в рамках своих полномочий предлагает рекомендации, которые являются фактически обязательными для государств-участников. Эти рекомендации можно разделить на три основные группы. Рекомендации по внутреннему законодательству. Это рекомендации по введению в налоговые системы стран - участниц ОЭСР правил, ликвидирующих выгоды от использования офшоров (законодательство о контролируемых иностранных компаниях); по облегчению доступа налоговых властей к банковской информации; по отчетности резидентов в отношении зарубежных операций.

Рекомендации по межгосударственным соглашениям. Они предусматривают внесение в межгосударственные налоговые соглашения (об избежании двойного налогообложения) стран - участниц ОЭСР положений по обмену информацией и взаимодействию налоговых органов, а также отказ от заключения налоговых договоров с офшорными юрисдикциями (налоговыми убежищами). Кроме того, государствам - членам ОЭСР рекомендуется вносить в межгосударственные налоговые соглашения положения, препятствующие использованию таких договоров офшорными компаниями.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Марина МАЛАХА, консультант департамента консультирования по налогообложению и праву компании Deloitte CIS: - Требования ОЭСР, касающиеся межгосударственного обмена налоговой информацией, постоянно пересматриваются (последний раз - в 2004 году) с учетом текущей ситуации и с целью улучшения доступа к банковской информации для налоговых целей. Целью последних изменений явилось более детальное определение обязательств и порядка обмена информацией между странами.

 

Рекомендации по обмену налоговой информацией с другими странами. Такие рекомендации предписывают создать постоянно действующий межгосударственный форум по вредоносной налоговой конкуренции. В его задачи входит контроль за соблюдением рекомендаций ОЭСР странами - членами соглашения; подготовка официального списка налоговых убежищ; воздействие на налоговые убежища через страны, имеющие с ними близкие связи; разработка принципов правильного налогового администрирования и организация взаимодействия со странами, не входящими в ОЭСР.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Марина МАЛАХА, консультант департамента консультирования по налогообложению и праву компании Deloitte CIS: - Эффективный обмен информацией со странами, не входящими в ОЭСР, является одним из ключевых моментов выявления вредоносной налоговой практики. Рабочая группа ОЭСР разработала модельное соглашение по обмену налоговой информацией. В настоящее время заключен ряд подобных соглашений с такими юрисдикциями, как Дания, Финляндия, Австралия, Нидерланды и Остров Мэн, Джерси, Гернси.

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ФАТФ

Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) была учреждена ведущими мировыми державами. ФАТФ вырабатывает рекомендации, призванные усовершенствовать внутреннее законодательство стран по борьбе с отмыванием криминальных капиталов и финансированием терроризма.

Организация имеет свои региональные структуры, среди которых Азиатско-Тихоокеанская группа (APG), группа стран Карибского бассейна (CFATF), группа стран Южной и Восточной Африки (ESAAMLG), комитет экспертов Совета Европейского сообщества по оценке мер противодействия отмыванию денег (PC-R-EV), который обобщает практику в области унификации законодательства в области финансов. Свои принципы работы ФАТФ отразила в документе «40 рекомендаций». Рекомендации были приняты в апреле 1990 года и ежегодно претерпевают изменения в рамках нового понимания тех или иных рекомендаций. Рассмотрим наиболее важные из них более подробно с точки зрения их влияния на международное налоговое планирование у российских компаний.

Отмывание доходов, полученных преступным путем, относится к уголовным преступлениям. Россия последовательно выполняет данную рекомендацию - в Уголовный кодекс такие статьи уже включены (например, 174, 174.1).

Анализ объективных фактических обстоятельств считается достаточным доказательством вины. В международной практике немного искажено понятие «презумпция невиновности». Как правило, общаясь с банкирами, адвокатами, аудиторами за рубежом, российская компания вынуждена доказывать свою невиновность. И если возникнет какое-либо сомнение в благонадежности, иностранные финансовые органы могут просто прекратить сотрудничество с такой компанией либо будут оказывать повышенное внимание ее деятельности и предъявлять избыточные требования.

Национальное законодательство о банковской деятельности не должно препятствовать реализации Рекомендаций ФАТФ. На сегодняшний день эта рекомендация воспринята в международной банковской практике следующим образом: банки как агенты влияния превращены в дублирующие квазигосударственные органы по контролю за деятельностью своих клиентов. Фактически в каждой стране в настоящее время существует установленная законом процедура по раскрытию банковской информации и предоставлению сведений о клиентах по запросу различных государственных правоохранительных структур. Однако некоторые банки и страны (например, Швейцария) не сотрудничают - если на территории их страны налоговое правонарушение не считается преступлением, они вправе отказаться от сотрудничества.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Данил АВДЕЕВ, консультант департамента международного корпоративного и налогового права «Русский Инвестиционный Клуб Консалтинг»:

 

- Швейцарское законодательство предусматривает ситуации, в которых банковская тайна может быть раскрыта. В отношении иностранных граждан такое раскрытие возможно исключительно в рамках процедур обмена информацией, предусмотренных международными соглашениями Швейцарии, либо по решению компетентного швейцарского суда.

Стоит отметить, что для вынесения судебного решения требуется, чтобы правонарушение относилось к уголовным преступлениям в соответствии с национальным законодательством Швейцарии. Некоторые (в том числе некоторые налоговые) правонарушения не квалифицируются в Швейцарии как преступления. И в таких случаях банк не обязан раскрывать информацию о владельцах счетов.

 

В свете этой рекомендации ФАТФ не стоит верить категоричным заявлениям банков о конфиденциальности. Поскольку для финансовых учреждений установлена ответственность «за недоносительство» и в то же время ответственность за оповещение клиента о «доносе». Любой клиент финансового учреждения должен быть надлежащим образом проверен. В рамках данной рекомендации финансовые учреждения должны обеспечивать сбор и хранение информации о клиентах, включая установление бенефициарного владельца юридического лица. При этом банкам предписывается самостоятельно перепроверять предоставленную клиентом информацию.

Так, банки должны проводить идентификацию клиента, подтверждение его личности. Если раньше банки принимали ксерокопии паспортов, подтверждающие личность клиента как бенефициара, то в настоящее время банк как минимум требует личной встречи с этим человеком. Кроме того, на сегодняшний день фактически ни в одном зарубежном банке невозможно открыть счет, не заполнив так называемую декларацию об установлении бенефициара («Form A»-Establishment of the Bene-ficial Owner's Identity). Кроме того, финансовым учреждениям ФАТФ запретила вести анонимные счета и счета, которые открыты на явно вымышленные имена.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Сергей ЕВСЕЕВ, начальник отдела юридического консультирования АКГ АРНИ Polaris International: - В пункте 5 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» устанавливается запрет на открытие счетов (вкладов) на анонимных владельцев. Однако в соответствии с другим пунктом (п. 5.2) возможна иная трактовка: кредитные организации получают право самостоятельно принимать решения о том, заключать им договор банковского счета (вклада) или нет при непредставлении физическим или юридическим лицом документов, необходимых для их идентификации.

 

Таким образом, абсолютный запрет на ведение банковских счетов с анонимными владельцами, содержащийся в требованиях ФАТФ, в национальном законодательстве не получил полного отражения.

Финансовая организация должна требовать информацию о целях и предполагаемом характере деловых отношений. Как правило, клиент заполняет определенную форму или декларацию о своем бизнесе, а также об объемах и периодичности предполагаемых операций. А банк в дальнейшем отслеживает совпадение декларируемой информации и реальной действительности.

 

Также от финансовых институтов ФАТФ требует проведения на постоянной основе проверок деловых отношений и тщательного анализа сделок, совершенных в рамках таких отношений. В настоящий момент, как правило, сотрудники зарубежных банков, заинтересованных в российском рынке, регулярно (примерно раз в месяц) посещают Россию для встреч со своими российскими клиентами. Особенно с теми, с кем еще не удалось встретиться, например, при процедуре открытия счета.

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Сергей ЕВСЕЕВ, начальник отдела юридического консультирования АКГ АРНИ Polaris International:

 

- Исполнение подобной рекомендации ФАТФ может нарушить интересы коммерческих структур на этапе установления деловых отношений с финансовыми учреждениями. Очевидно, что в данном случае будет наблюдаться несоответствие объема прав и интересов сторон гражданско-правового договора, поскольку одна из них (финансовое учреждение) получает преимущество, позволяющее ей устанавливать дополнительные ограничения для другой стороны.

Клиент нефинансового учреждения также должен быть тщательно проверен. Эта рекомендация относится к проверке клиентов таких учреждений, как казино, агентов по операциям с недвижимостью, адвокатов, нотариусов, независимых юристов и бухгалтеров, провайдеров услуг траста.

Например, в Великобритании в договоре, подписываемом с адвокатом, как правило, указываются сведения о бенефициаре. А также информация о том, что этот адвокат будет содействовать своему государству в мерах по борьбе с отмыванием денежных средств. Причем законодательство устанавливает, что, если адвокат проинформирует клиента о своих подозрениях, это повлечет для него уголовную ответственность (до 5 лет лишения свободы). В то же время если он не проинформирует государство, то также понесет уголовную ответственность, но по другой статье Уголовного кодекса (по которой предусмотрено лишение свободы на срок до 8 лет).

 

КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТА

 

Сергей ЕВСЕЕВ, начальник отдела юридического консультирования АКГ АРНИ Polaris International:

 

- В этой ситуации предприниматели получают в лице юридических поверенных и агентов дополнительных контролеров. Между тем такие лица должны действовать в рамках тех поручений и указаний, которые они получают от своих клиентов. Однако в рекомендациях ничего не сказано о дополнительных юридических мерах, снижающих степень риска для хозяйствующих субъектов.

 

Финансовые учреждения должны разрабатывать и внедрять специальные программы по борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. В настоящий момент в банках, соблюдающих рекомендации ФАТФ (а это, например, все российские и большинство зарубежных банков), существуют офицеры внутреннего контроля (Comp-liance officer), которые отвечают за борьбу с отмыванием и сомнительными операциями в рамках данного финансового учреждения. Кроме того, в каждом таком банке устанавливается специальный комплекс программного обеспечения, который по определенным критериям оценивает осуществляемые операции. Программа отбирает транзакции, по которым офицер обязан провести дополнительные контрольные мероприятия. После этого он свяжется с клиентом и потребует у него пояснения и дополнительные документы. В любом государстве должен быть создан компетентный орган, который обязан контролировать и координировать мероприятия по предотвращению отмывания денег и финансированию терроризма. Во исполнение данной рекомендации в каждой развитой стране создан аналог российской ФСФМ. В зависимости от наличия такого государственного органа и его прав (законодательно закрепленных) анализировать, контролировать и вырабатывать определенную политику в стране ФАТФ позиционирует то или иное государство как сотрудничающее в плане предотвращения отмывания денежных средств или уклоняющееся от такого сотрудничества. Компетентные органы должны иметь возможность в любое время получить доступ к сведениям о бенефициарном владельце любого юридического лица или иного образования. Изменения законодательства офшорных территорий в рамках рекомендации по обеспечению прозрачности юридических лиц чаще всего касаются открытого реестра акционеров и директоров, отмены акций на предъявителя, а также информационного сотрудничества с органами управления и контроля. Так, акции на предъявителя являлись некогда одним из самых популярных инструментов владения офшорной компанией. Поскольку осуществление закрепленных акцией прав и права собственности не требует идентификации владельца и его регистрации в реестре акционеров компании, следовательно, акция на предъявителя обеспечивает анонимность права собственности на компанию.

Акции на предъявителя были запрещены в ряде офшорных юрисдикций (Багамские острова, острова Мэн, Джерси, Маврикий). Тогда как иные юрисдикции приняли компромиссные меры: с одной стороны, попытались соблюсти требования международных организаций, а с другой - требования клиентов, которые регистрируют и используют компании (Британские Виргинские острова, Белиз).

Так, на Белизе в 2001 году акции на предъявителя были иммобилизованы (выведены из свободного обращения). Теперь, принимая решения о выпуске акций на предъявителя, компания не передает этот сертификат реальному собственнику, а оставляет его на хранение у зарегистрированного агента или его представителя за рубежом. При этом держателю сертификата раскрывается информация о владельце акции. По сути, основной принцип акции на предъявителя - ее конфиденциальность - теряется.

На Британских Виргинских островах (БВО) возможность выпуска таких акций существует, однако их использование ограничено. Установлена обязанность хранения акций у специального держателя (Custodian), уполномоченного или признанного Комиссией по финансовым услугам (FSC BVI). Установлено, что компания может выпускать акции на предъявителя только если это прописано в учредительных документах.

*Подробнее о том, как деятельность ФСФМ может отразиться на налоговом планировании российских компаний, вы можете прочитать в статье «Как финансовая разведка может помешать работе компании» в «ПНП» № 8, 2007

Зарегистрируйтесь и продолжите читать статью! Это БЕСПЛАТНО и займет всего одну минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пожалуйста, проверьте почту
Ввести
Я тут впервые
Регистрация займет
не больше минуты!
Введите логин
Неверный логин или пароль
Неверный логин или пароль
Введите пароль

 

Слово редактора

Евгений Тимин
главный редактор
glred@nalogplan.ru
Маркетологи очень хотят, чтобы я в этой редакционной колонке на пальцах доказал вам, что необходимо продлить подписку на 2017 год. Иначе… иначе… конец света! А я вот, напротив, думаю, что переподписываться на журнал не стоит.

Подумаешь! Не продлили вы подписку. Стали узнавать о налоговых угрозах с опозданием. Из-за этого совершили ошибку. Она обернулась многомиллионными доначислениями. Против директора и главбуха возбудили уголовное дело. Им дали условный срок. Ничего страшного!

Читать далее >>

Подписка

Сервисы